Биография Арика Айнштейна
Арик Айнштейн больше, чем
величайший израильский певец. Арик – это настоящий, подлинный Израиль. Хотя в
момент образования государства Израиль он был 9-летним ребенком, но кажется,
что его голос и его песни сопровождают израильтян с тех пор и постоянно, со
времен «младенчества» Израиля, через войны и радостные события, подъемы и
провалы, в хорошие и плохие времена.
В своей непрекращающейся творческой
деятельности он выпускает чудесные альбомы уже больше 30 лет, и продолжает обновляться и оставаться
актуальным и интересным. Он открывает молодые таланты и умеет сохранять свой
особый стиль. В своих альбомах он создает реальность или
реагирует на нее своим оригинальным взглядом, иногда насмешливым, иногда
печальным, а главное - полным любви: к
близким, к друзьям, к местам, к воспоминаниям, к старым песням и историям…
За свою более чем
40-летнюю карьеру Айнштейн записал около 500 песен: с ансамблями «НАХАЛь» и «Бацаль ярок», трио «Гешер hа-Яркон» и «hахалонот hагвоhим», в различных фильмах и спектаклях и в не менее
чем 34-х альбомах, в которых сотрудничал с разными авторами.
Начало карьеры
Арик Айнштейн родился в
Тель-Авиве 3 января 1939 года. Юношей он участвовал в молодежном движении «hашомер hацаир» и любил петь, но в
основном занимался спортом и даже добился в этой области определенных успехов:
он был чемпионом Израиля среди юниоров по прыжкам в высоту.
Когда пришло
время ему идти в армию, он не думал о службе в армейском ансамбле, но
его отец Яаков, театральный актер, убедил его
попытаться поступить в главный израильский развлекательный проект: ансамбль «НАХАЛь». Он был принят, и выступал в различных программах с
ансамблем, где получил свои первые сольные партии.
По возвращении из армии в
В
В
Кстати, сам Айнштейн
относится к этому периоду несколько пренебрежительно, как к приятному времени,
но не слишком ценному в плане искусства. Он тогда слушал рок-н-ролл и «Битлз», в то время как песни трио были ближе к французскому
шансону и русским балладам.
В то время в Израиле не
воспринимали поп-музыку всерьез, и трио «Гешер hа-Яркон», к примеру, делало песни-пародии на песни «Битлз».
В период своего участия в
трио «Гешер hа-Яркон» Арик продолжал
записываться как солист и играть в кино. В
В эти годы он с успехом
выступал на израильских песенных фестивалях, занимая первые места как отдельно,
так и в составе трио «Гешер hа-Яркон».
Первое соло
В
В том же году вышла
пластинка дуэта: Арик Айнштейн и Яффа Яркони. Они записали 4 песни: «Лейл став» («Осенняя ночь»),
«Кара зе рак hапаам» («Это случилось только на этот раз»), «Лу hаити» («Если бы я был…») и новую версию битловской «Yesterday», которую назвали «Рак этмоль» («Только вчера»).
Он записывался также с другими музыкантами и не прекращал искать новые
музыкальные идеи, пока не встретил Шмулика Крауса и его жену Джози Кац, с которыми он основал первую ивритскую
поп-группу «hахалонот hагвоhим» («Высокие окна»).
Музыкальный тон в трио
задавал Шмулик Краус, но
Айнштейн был главным солистом и поначалу даже писал слова к песням.
В конце
В День Независимости
Песня «Прага» позже вошла
в альбом Айнштейна «Пузи»,
и только в
Неудача на фестивале и на
концертах вынудила Арика искать группу сопровождения
с современным звучанием. Он встретился с группой «Черчилли» (Мики Габриэлов, Хаим Романо, Роб Хексли) и превратил ее в свою группу, сопровождавшую его
записи и концерты.
Для Айнштейна это стало
возможностью выйти за рамки привычного стиля, на новый путь.
Революция рока
В
В мае
Как ни странно, ни фильм,
ни альбом не имели кассового успеха. Несмотря на это, альбом «Шаблуль» является классическим образцом и важной вехой в
становлении израильского рока.
Айнштейн и Ханох создали новый, свежий, потрясающий звук, хотя и под
влиянием мировой поп-музыки и, в частности, «Битлз»,
но с точки зрения местного колорита и подачи материала это было революционное
произведение: поют, как говорят. Ханох написал музыку
ко всем песням, среди них «Ма ата
осе кше ата кам бабокер»
(«Что ты делаешь, когда встаешь утром»),
«Ках леха иша увне
ла байт» («Возьми себе жену и построй ей дом»), «Лама ли лакахат лалев» («Зачем
мне принимать близко к сердцу»), «Ма ше йотер амок йотер
кахоль» («То, что глубже – более синее») и др.
Успех этого альбома
привел к созданию телепрограммы «Луль». В июле
Этот альбом также был
плодом творческого союза Айнштейна с Ханохом, который
написал большинство песен и был солистом в некоторых из них. В альбом вошли
такие песни, как «Пластилин», «Майя», «Эшет hаикар» («Жена крестьянина») и другие, среди которых
выделялся дуэт Айнштейна и Джози Кац
«Ма ити» («Что со
мной»).
Альбомы «Шаблуль» и «Пластилин» не стали бестселлерами, но они
утвердили за Айнштейном статус классного певца,
современного и очень популярного. В
В октябре
В начале1971 г. Айнштейн
записал альбом детских песен с гитаристом «Черчиллей» Робом
Хексли. В этом альбоме Арик впервые начал
сотрудничать с Мики Габриэловым,
это стало подготовкой к совместной работе над альбомом «Бе
деше эцель Авигдор» («На травке у Авигдора»).
«Бе деше эцель
Авигдор», один из классических образцов израильского
рока, вышел в середине
В этот период «Черчилли»
уехали в Англию, и Айнштейн создал себе новую группу сопровождения из джазовых
музыкантов, которую назвал «Платина». В их числе был и гитарист Ицхак Клептер, с которым Айнштейн записал такие песни, как «Кама тов ше бата hабайта» («Как хорошо, что ты вернулся домой») (на
мелодию Ханоха, ненадолго приехавшего на родину), «Яцану ат» и др.
В середине1972 г.
Айнштейн начал записывать песни в обработке своего следующего «открытия», Шем-Това Леви, среди них «Шир ахарей hамилхама» («Послевоенная песня») на слова самого
Айнштейна, и песни на английском языке.
Старое и новое
В
Четвертая программа «Луль» сочетала печальные песни и скетчи. В нее вошли «Има адама» («Мать земля»), «Шир ахарей милхама»,
«Лё паам бакаиц» («Не раз летом») и др.
В середине
Потом они возобновили
совместные концерты. Айнштейн, который был звездой первой величины, оказывал
огромное уважение Ханоху. Когда в одной из газет
опубликовали объявление о концерте, в котором имя Айнштейна было написано
крупнее, чем имя Ханоха, он отменил представление,
несмотря на то, что все билеты уже были проданы.
В это же время Айнштейн и
Габриэлов начали вместе работать над новым материалом,
который стал альбомом «Са леат».
Параллельно Айнштейн успел сняться в главной роли в фильме Ури
Зоhара «Эйнаим гдолот» («Большие глаза»), саундтрек
к которому написал Габриэлов.
В конце
В процессе выступлений Айнштейна
с концертами «Са леат»
сформировалась известная израильская рок-группа «Тамуз».
В 70-е гг. Айнштейн
записал еще 2 части альбома «Эрец Исраэль
hаешана ве
hатова». В третью часть, среди прочего, вошла песня Йони Рехтера на слова Авраама Халфи «Атур мицхех»,
ставшая классикой израильской песни.
Также в эти годы Айнштейн
записывал альбомы детских песен и
продолжал выступать с концертами. В начале
Восьмидесятые годы
В конце
После выхода этого
альбома состоялось последнее «живое» выступление Арика Айнштейна перед публикой. С тех пор, несмотря на
многочисленные просьбы и заманчивые финансовые предложения, он не возвращался
на сцену.
В
На той же неделе, когда
вышел этот альбом, Айнштейн был ранен в тяжелой автомобильной аварии, в которой
пострадала и его жена Сима, а их подруга погибла. Эта авария очень повлияла на
песни Арика в его следующем альбоме, «Шавир»
(«Хрупкий»), который вышел в середине
В
В восьмидесятые годы
вышли также еще два выпуска «Эрец Исраэль
hаешана ве
hатова».
В
Это был последний альбом,
который Айнштейн и Габриэлов создали вместе. Связь
между ними прервалась после того, как Габриэлов в
одном из интервью сказал, что Айнштейн всегда завидовал ему и не давал ему
развиваться.
В
В дальнейшем они с Рехтером продолжили сотрудничество и записали несколько
альбомов детских песен.
Девяностые годы и
далее
В1990г. Айнштейн выпустил
первую видеокассету для детей, «Кмо гдолим» («Как большие»), а в
В
В ноябре 1995, после
убийства Рабина, Айнштейн записал, как спонтанную реакцию, песню, которую написал
еще до убийства (о подруге, у которой случилось несчастье): «Зе питъом нафаль
алейа» («Это вдруг свалилось на нее»). Это звучало
как «Зе питъом нафаль аль Лея» (Лея – имя жены Рабина), что, впрочем, не
входило в намерения автора.
В
В
В начале
В январе
В
В том же году вышел его новый альбом «Регаим» («Моменты»), последний на данный момент.
(мой вольный перевод с иврита; исходный текст взят
с сайта MOOMA, автор – Йоав
Кутнер, израильский музыкальный обозреватель)
Статьи Марины Яновской об Арике Айнштейне и интервью с ним
Неофициальный фан-клуб Арика Айнштейна (на английском)
Сайт Арика Айнштейна (на иврите)