Биография Шломо Арци

С конца 80-х гг. Шломо Арци – самый успешный певец в Израиле.

Шломо Арци родился 26 ноября 1949 г. в кибуце Алоней Аба. С 12 лет начал играть на гитаре и петь в школьном ансамбле. Шломо любил израильские песни и французский шансон, и не был фанатом рок-музыки. В 16 лет он начал писать стихи и музыку и выступать в дуэте с Ривкой Менаше (сейчас она известна под именем Рики Галь).
В армии, после недолгой службы в артиллерии (там он успел создать ансамбль артиллеристов), Арци перешел в ансамбль военно-морских сил. Там он быстро пробился в солисты и стал главной звездой. Ансамбль ВМС под руководством Бени Негри имел большой успех, его песни были хитами на радио и пластинки продавались довольно хорошо.
Прорывом для Арци стало его выступление на песенном фестивале с песней «Питъом ахшав, питъом hайом» («Вдруг сейчас, вдруг сегодня», сл. Тирца Атар, муз. Яаков Голандер) – он занял первое место и в одну ночь стал звездой.
Сразу после освобождения из армии и женитьбы он с товарищами основал издательскую фирму, и усердно работал над своей карьерой, выступая в любом стиле и при любой возможности: на детском фестивале, в кинофильме и т. д. Успех продолжал ему сопутствовать: Арци был выбран «Певцом года» - 1970 на «Коль Исраэль» и занял второе место в аналогичном рейтинге на «Волнах ЦАХАЛа».

В конце 1970 года вышел его первый альбом, «Шломо Арци», в котором была одна песня на его мелодию, «Тфилат аравит», а остальные песни были написаны другими авторами, среди них «hаэм hашлишит» («Третья мать», сл. Натан Альтерман, муз. Наоми Шемер),«Анахну лё црихим» («Нам не нужно», сл. Ави Корен, муз. Шмуэль Имберман), «Питъом ахшав, питъом hайом» и др. На обложке диска была статья, написанная его отцом Ицхаком Арци, где были такие слова: «Неудивительно, что публика влюбляется в Шломо сразу, как только услышит его. Секрет – в его голосе, мелодиях его песен, и сверх всего – в его пении».
В 1971 г. вышел второй альбом Шломо Арци, «Аль анашим» («О людях»). Главное, что в нем было нового – то, что Арци сам написал слова и музыку почти всех песен, среди них «Аль тишъаль елед» («Не спрашивай, мальчик»), «Беноф ялдут» («Пейзаж детства»), и др.
В 1972 г. для «Вечера поэтической песни» на «Волнах ЦАХАЛа» Арци сочинил музыку и спел песню на стихи Йеhуды Амихая «Дерех штей некудот» («Через две точки»). Его привязанность к поэтической песне проявилась и в его третьем альбоме, «Питъом ахар ямим рабим» («Вдруг через много дней»), вышедешем в начале 1973 г., где он положил на музыку «Има ктана» (сл. Давид Фогель), «Йофиа эйно ядуа» (Натан Зах), «Аhава» (Далия Равикович), «Анабель Ли» (Эдгар Алан По) и «White Bird». Две последние песни, записанные на английском языке, были похожи на попытку прорваться на зарубежный рынок. Также в этом альбоме можно отметить песню «Шири ве ани» («Шири и я»), написанную в честь рождения его первой дочери.
1973 стал годом перемен в карьере Арци. Он сформировал группу «Гверет Тапуах» и перешел из фирмы звукозаписи «Исрадиск» в компанию «Хед Арци», ставшую его домом с тех пор и до настоящего времени. Первым его проектом в «Хед Арци» была пластинка песен на стихи Зеэва Жаботинского, в которой участвовали, помимо Арци, Ривка Зоар, Ханан Юваль и группа «Братья и сестры». С музыкальной точки зрения Арци продолжал работать в разных стилях, с особой симпатией к поэтической песне. Для разных программ на радио и телевидении он писал песни на стихи Шауля Черниховского и Хаима Нахмана Бялика.
В том же году Арци, «Певец года», записал с «Певицей года» - Иланит – песню «Ахшав ани йодеа» («Теперь я знаю»), которую написал «Композитор года» Цвика Пик на слова «Поэта-песенника года» Эхуда Манора.
Во время войны Судного дня и еще несколько месяцев после нее Арци и «Гверет Тапуах» давали многочисленные концерты для солдат. Под влиянием травмы того периода Арци создал свой наиболее личный и полный альбом на то время, «Лехоль hахаверим меhамаса миям леям» («Всем друзьям по походу от моря до моря»), который сочетал тоску по Эрец Исраэль и старым друзьям со стремлением к современному музыкальному звучанию. Среди песен, написанных Арци для этого альбома, были «Хаим мешугаим» («Сумасшедшая жизнь»), «Земер левани» (сл. Натан Йонатан), «Михтаво шель Менахем Мендель» (сл. Натан Альтерман) и др.
На песенном фестивале 1974 г. Арци, в сопровождении «Гверет Тапуах», занял первое место с песней «Баллада аль Барух Джамили» (сл. Арци, муз. Гиди Корен).
В начале 1975 г. Шломо Арци был избран представлять Израиль на «Евровидении». Он написал для этого конкурса песню «Ат ве ани» («Ты и я») на слова Эхуда Манора. Но выиграть «Евровидение» ему не удалось. В конце того же года Арци выступил с концертами и записал альбом, посвященные его возрасту: «Мисхакей 26». В песнях этого альбома он противопоставил свою тоску по детству сомнениям поп-звезды. В альбоме были песни самых разных стилей. Выгодно отличались от остальных две блюзовых баллады: «Менаген ве шар» («Играю и пою», сл. и муз. Арци) и «Шир аhава» («Песня любви» сл. Й. Гефен, муз. Э. Шарим).
В 1976 г. вышел его альбом для детей, а также сборник, составленный из песен 70 – 73 гг.
В 1977 г. Арци записал свой самый редкий альбом (не считая тех, что вообще не вышли), «Романсы и пиют».

В 1978 г. Арци, разочарованный предыдущими неудачными записями, решил закончить свою карьеру певца, и записал прощальный альбом «Гевер hолех леибуд» («Мужчина теряется»). Именно в этом альбоме Арци нашел свое оригинальное звучание, между роком и «израильским» стилем. Этот альбом открыл ему новый путь, позволивший ему выйти из периода неудач. Арци написал мелодии почти всех песен этого альбома, а также слова к большинству из них. В этот альбом вошли такие песни, как «Гевер hолех леибуд» , «Кмо ципор» («Как птица», сл. Н. Йонатан), «hаиш hаhу» («Тот человек»), «Ат эйнех йодаат» («Ты не знаешь»), и др.
В 1979 г. Арци выпустил свой следующий альбом, «Драхим» («Дороги»), который звучал свежо и ритмично. Мелодии сочинил сам Арци. Среди песен этого альбома были «Аф паам лё тедъи» («Ты никогда не узнаешь»), «Ахарей аколь ат шир», «Ани шомеа шув» (Я снова слышу»), «Питъом кше лё бат» (Вдруг, когда ты не пришла»), которую он спел в дуэте с Гарри Экштейном, и др.
В начале 1981 г. был записан альбом «Хацот» («Полночь»), который стилистически и идейно являлся продолжением «Драхим», сочетанием мягкого рока и нежных баллад с текстами, полными намеков и тайн. Арци был автором слов и музыки всех песен, среди них «Йом эхад» («Один день»), «Лё озев эт hаир» («Не покидаю город»), «Бои ве натир» и др.
В 1982 г. Арци выпустил две пластинки под названием «Истории из ТАНАХа для детей», где он и другие читали эти истории. В том же году, после трех предыдущих альбомов, утвердивших его статус как более умеренную альтернативу для тяжелого израильского рока, Арци выпустил минорный и очень «израильский» альбом в старом понимании этого слова: «Маком» («Место»). В этом альбоме в основном были поэтические песни и римейки известных песен. В него вошли песни, написанные Арци, например, «hаредуфим», «hахоль изкор» (сл. Н. Йонатан), «Омрим ешна эрец» («Говорят, есть страна», сл. Шауль Черниховский), а также песни на мелодии Саши Аргова и дуэт с Эстер Шамир в ее песне «Брит лё мутерет» («Неразрешенный союз»).
В конце 1983 г. Арци записал пластинку, которая символизирует начало теперешнего этапа его карьеры. «Тиркод» стал началом перемен, которые привели Арци из «Цавты» в парки и от поисков пути к уверенности в роли рок-певца, обладателя собственного неповторимого стиля. Это произошло благодаря его встрече с Луи Лаhавом, отвечавшим за музыкальное и художественное оформление его альбома, который, по словам Арци, научил его «говорить на языке рока». Арци сочинил слова и музыку всех песен альбома, среди них «Тиркод» («Танцуй»), «Увеяхад низдакен» («И состаримся вместе»), «Ров hазман ат ишти» («Большую часть времени ты – моя жена») и др.
В конце 1985 г. был записан «Лайла лё шакет», следующий альбом-победитель Арци и Лаhава. Все слова и мелодии написал Арци, среди них «Сдот шель эрусим», «Сиеста мекомит», «Ниркод нишках», «hарадио hаяшан», «Зе hашир шенолад» и «Леяд hабайт шегарти бо».

Но подлинная история Арци – не только в дисках (которые были очень успешными), но и в живых концертах, которые постоянно расширялись, сочетали старые и новые песни и включали диалог с публикой, рассказы и экспромты. Арци с неиссякаемой энергией и харизмой выступал во всех залах и на стадионах, а публика все прибывала и прибывала, и включала уже и тех, кто еще не родился, когда Шломо Арци выпускал свои первые альбомы.
В 1988 г. Арци выпустил двойной альбом «Хом юли огуст» («Июльско – августовская жара»). В него вошли такие песни, как «Эрец хадаша» («Новая страна»),«Ниврэти лах» («Я был создан для тебя»), «Тахат шмей hаям hатихон» («Под средиземноморским небом»), «Хом юли огуст» и другие, написанные им самим. Вопреки принятому до того мнению, что двойные альбомы не имеют шансов на коммерческий успех, «Хом юли огуст» был очень успешным, как и концерты, сопровождавшие его выпуск. Одно из необычных выступлений Арци состоялось в День Катастрофы 1988 г. с Йеhудой Поликером. Как представители второго поколения Катастрофы, эти двое нашли общий язык и взаимное утешение в выступлении, которое, к сожалению, не было записано. Итог 80-х для Арци был подведен в 1989 г. сборником, в который вошли песни из разных его альбомов.
Параллельно с развитием собственной карьеры, Арци все эти годы вносил свой вклад и в открытие и продвижение других артистов, среди которых – музыканты, работавшие с ним, певцы, а в основном – певицы, сопровождавшие его, например, Этти Анкри.
В 1990 г. вышел двойной альбом «Билет в луна-парк». Кроме «Ситуации», Арци написал слова и музыку всех песен, среди них «Нихнаст лехайяй» («Ты вошла в мою жизнь») и «Зман hаэцев hагадоль» («Время большой печали»). После успехов предыдущих альбомов, этот стал относительной неудачей, но Арци быстро оправился от нее, и все его последующие альбомы стали беспрецедентными бестселлерами в израильской музыке.
В 1991 г. «Хед Арци» выпустила диск – сборник Арци, в котором содержались нетрадиционные версии его песен, записанные на выступлениях в 1985 - 1990 гг. В этот сборник вошли такие песни, как «Шир эрес» («Колыбельная»), «Шир хайяль» («Песня солдата»), «Тиркод», «Ахарей аколь ат шир», «Питъом кшелё бат» и др. После этого Арци решил отправиться за границу, попытать счастья в Лос-Анджелесе. Он написал саундтрек для фильма под названием «Бриджит Фонда и Керри Эльвас», который вышел в 1992 г. Продюсером фильма был Луи Лаhав, и в нем участвовала также Рики Галь. В том же году Арци решил вернуться на родину.

В 1992 г. Арци удалось совершить практически невероятное для артиста его статуса: найти себя заново, зазвучать снова свежо и к тому же более просто, чем раньше. Он выпустил альбом «Яреах» («Луна»), открывший последний (на данный момент) и наиболее успешный этап его карьеры. Песни этого альбома сочинил сам Арци, среди них «Яреах», «Кмо аз» («Как тогда»), «Шаальти ма кара» («Я спросил, что случилось»), «Ани ба» («Я прихожу») и др. «Яреах» стал супербестселлером. Открытием Арци на записях и концертах того периода стала Ронит Шахар.
В 1993 г. «Хед Арци» выпустила тройной сборник, в котором на трех дисках вышли 30 лучших хитов Арци: от дней «Гевер hолех леибуд» и далее. Этот грандиозный проект также имел большой успех, как и гигантское шоу с новыми обработками хитов всех времен, сопровождавшее его.
В 1995 г. в телепрограмме Гиди Гова «Лайла Гов» Арци с Говом исполнили песню «Уф гозаль» («Лети, птенец», сл. Арик Айнштейн, муз. Мики Габриэлов).Год спустя в той же программе Арци присоединился к Гову, Рами Кляйнштейну и Йони Рехтеру в исполнении песни «Земер нуге» («Печальная песня», сл. Рахель, муз. Шмулик Краус) группы «hахалонот hагвоhим». В ноябре 1995 г., на митинге памяти Рабина, который проводился через неделю после его убийства, Арци спел две песни, ставшие гимнами для многих людей, потрясенных этим убийством. Публика пела вместе с ним «hаиш hаhу» и с ним и Гиди Говом – «Уф гозаль». Позже эти песни появились в сборнике «Шалом хавер».
В 1996 г. Арци выпустил еще один двойной альбом, «Шнаим» («Двое»). Он написал все песни, в том числе «Шнаим» (которую он спел с Ритой), «Менагев лах т’дмаот» («Вытираю тебе слезы»), «Зе ма ше нишъар» («Это все, что осталось») и др. Одним из аранжировщиков этого альбома был его сын, Бен Арци. И снова беспрецедентный успех, 160 тыс. проданных экземпляров! Открытием того периода стала Мика Карни, в качестве скрипачки и певицы. В 1997 г. вышел альбом, записанный в начале цикла представлений «Шнаим». Арци, в сопровождении большого ансамбля, пел там разные версии своих старых хитов наряду с хитами последних лет и песнями из альбома «Шнаим». В конце века ходили слухи о том, что из-за пиратского рынка Арци решил не выпускать больше альбомов. Но он не прекращал свою разнообразную творческую деятельность: наряду с огромными шоу Арци возвращается время от времени к камерным выступлениям в тель-авивском клубе «Цавта».
В 1999 г. Арци выпустил альбом-сборник своих лучших песен с переводом на русский язык (пел-то он, конечно, на иврите, но к диску прилагалась брошюра с переводами). Также он впервые попробовал себя в роли режиссера, сняв фильм «Шиша», о встрече с группой своих армейских товарищей. В том же году Арци выпустил диск, включавший клип, с римейком своей песни «Анахну лё црихим» , которая была написана за 30 лет до этого, в период войны на истощение, и снова звучала актуально во время Ливанской войны. К его удивлению, диск стал бестселлером с более чем 30-тысячным тиражом, что побудило его все-таки выпустить новый альбом.
В 2000 г. «Аhавтиhем», сборник песен, которые Арци написал для других исполнителей и альтернативных версий его песен, стал «золотым» диском еще до того, как вышел на рынок. По-настоящему новой песней в этом альбоме была «Алеш», которую он спел вместе с ее композитором Шимоном Бускилой. Его открытием в этом альбоме (кроме Бускилы) стала певица Яэль Декельбаум, которая пела с ним «Лё йодаат ма овер леха барош» («Не знаю, что пришло тебе в голову»).
Первая песня из следующего альбома Арци, «Леhациль отах», вышла на радио в ноябре 2001 г. Спустя несколько месяцев, в марте 2002, вышел и сам альбом «Цимаон» («Жажда»). 100 тысяч экземпляров этого альбома были заказаны еще до его выхода. Альбом, первый после «Шнаим», был плодом четырехлетней работы. «Цимаон» продолжил свой успех и после выхода, и за 4 месяца было продано более 150 тыс. экземпляров, что сделало его трижды «платиновым». Вслед за этим Арци отправился в концертный тур «Цимаон 2002».
Через год после выпуска «Цимаон» Арци с помощью Асафа Амдурского уже работал над новым альбомом под названием «Ширей аhава шели». Они осовременили песни, часть из которых были очень старыми, с помощью использования электронных инструментов. Этот альбом включал такие песни, как «Ахарей аколь ат шир» и «Ат эйнех йодаат». Кроме известных песен, к альбому были добавлены бонус-треки: новая версия песни «Кирба» из альбома «Цимаон» и новая песня «hавтахот» («Обещания»). В марте 2004 г. Арци выпустил двойной DVD, включавший отрывки из его выступлений, интервью и фрагменты архива (включая запись Арци в составе ансамбля военно-морских сил). В ноябре того же года он с успехом выступил в лондонском театре «Доминион».

(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, перевод мой.)


Shfuim - здесь можно скачать новый альбом Арци "Шфуим" (2007 г.) (нужно предварительно зарегистрироваться).

www.shlomoartzi.co.il - сайт поклонников Шломо Арци (на иврите). Есть фотографии, новости, анонсы концертов, слова и аккорды песен и многое другое.

На главную страницу



Hosted by uCoz