Биография Эхуда Манора

Поэт, певец. Родился в Биньямине, Израиль, 13.07.1941. Умер 12.04.2005.

Эхуд Манор, обладатель премии Израиля в области ивритской песни за 1998 г., был самым плодовитым поэтом-песенником, а также много занимался переводами и писал для театра. Нет практически ни одного композитора или певца в Израиле, который не сочинял музыку к его песням или не пел их. Многие его песни стали уже классикой израильской эстрады, как, например, «Эйн ли эрец ахерет» или «Брит олам» . Его преждевременная кончина в возрасте 64 лет стала тяжелым ударом для многих его почитателей.

Манор родился в мошаве Биньямина, и многие его стихи посвящены ей и родительскому дому. После армии изучал психологию и английскую литературу в Еврейском университете в Иерусалиме, а в 1962 г. был принят на «Голос Израиля», где работал до самой смерти в качестве редактора и ведущего культурно- музыкальной программы. Через год он уехал учиться в Нью-Йоркский университет, где познакомился со своей будущей женой Офрой Фукс, которая училась там на театральном отделении. Они поженились и в 1966 г. вместе вернулись в Израиль, где у них родились трое детей. Первые песни Манора были написаны для жены. По возвращении в Израиль он начал писать для многих композиторов и исполнителей, большинство из которых, как и он сам, только начинали свою карьеру. Одной из первых его песен была «Мот hапарпар» («Смерть бабочки»), музыку к которой написал Миша Сегаль, а исполнила Хава Альберштейн (1968). Йеhуда, младший брат Эхуда, который был тогда 19-летним солдатом, успел услышать эту песню по радио и сказать брату, что песня ему понравилась. Через короткое время, летом 1968, Йеhуда погиб на Суэцком канале, и Эхуд написал несколько песен его памяти, первой из которых была «Ахи hацаир Йеhуда» («Мой младший брат Йеhуда»). Песня была записана одним из армейских ансамблей в 1969 г. Наиболее плодотворное сотрудничество в тот период сложилось у Манора с композитором Нурит Гирш . Они вдвоем сочинили песни почти для всех, кто пел тогда в Израиле, в том числе для Илана и Иланит - «Ба шана hабаа» («В следующем году»), Ави Толедано – «Раити эт hакаиц» («Я видел это лето», 1969), для ансамбля военно-морских сил – «Рак бе Исраэль» («Только в Израиле», 1969), для Ошика Леви- «Балладу полицейского» к фильму «Полицейский Азулай» (1971). В начале 70-х Манор начал работать с Мати Каспи . Они вместе создали много песен, ставших классикой ивритской песни, среди них «Брит олам» («Вечный союз»). Часть из их песен исполнял Каспи, часть они писали для других исполнителей. Другими композиторами, с которыми Манор работал в 70-е гг., были Ариэль Зильбер (например, «Агада япанит» - «Японская легенда»), Натан Коэн («Кафе эцель Берта» - «Кофе у Берты»), Яир Розенблюм («Бо ити эль hагалиль» - «Поехали со мной в Галилею») и др. Манор написал много песен для различных песенных фестивалей. Среди прочих он написал для конкурса в 1969 г. «Бе дерех хазара» («На обратном пути»), которая получила третье место в исполнении Ави Толедано, и «Шир бе арбаа батим» («Песню четырех домов»), которую пела Иланит; для фестиваля-78 сочинил «Тен ли коах» («Дай мне силы», Ариэль Зильбер) и «Мишеhу» («Кто-то», Йеhудит Равиц ), а годом позже в фестивале участвовала его песня «Леолам беиквот hашемеш» («Всегда вслед за солнцем») в исполнении Сари. В 70-х гг.началась связь Манора с конкурсом «Евровидение», для которого он написал больше песен, чем любой другой израильский автор. В 1973 г. Израиль впервые участвовал в этом конкурсе с песней «Эй шам» («Где-то»), которую написали Манор и Гирш для Иланит (4 место). Шломо Арци пел на конкурсе «Ат ве ани» («Ты и я», 11 место). А в 1976 г. Израиль был представлен пенсей Манора и Каспи «Эмор шалом» (6 место). В 1978 г. песня Манора и Гирш «Абаниби», которую пел Изаhар Коэн, выиграла «Евровидение»! В 1983 г. Офра Хаза заняла второе место с песней «Хай» («Жив») Манора и Ави Толедано, в 1988 Ярдена Арази спела песню «Бен адам» («Человек»), которую написали Манор и Борис Димитштейн (7 место), а в 1992 г. Израиль представляла песня «Зе рак спорт» (»Это только спорт»), написанная Манором и Коби Ошратом для Дафны Декель (6 место). Манор также много раз участвовал в фестивалях детских песен, и среди песен, созданных для этих концертов, выделяются песни, которые он написал о своих детях: «Гали», «Ахоти hактана» («Моя младшая сестра») и «Бен» («Сын»). В 70-е гг. Манор также переводил и редактировал развлекательную программу «Аколь овер хабиби» (»Все проходит, дружок»), которая имела большой успех, и другие шоу и спектакли. В те же годы он перевел для одной из радиопередач бразильские песни, которые впоследствии вышли отдельным альбомом, «Эрец тропит яфа» («Прекрасная тропическая страна»). Он переводил также и американские, и цыганские песни… В 80-х он продолжил сотрудничество с Мати Каспи и написал с ним такие песни, как «Ялдути hашния» . («Мое второе детство»), «Ма зот аhава» («Что такое любовь»), «Сиба това» («Хорошая причина» ) и др. В это время он начал работать и с другими композиторами, с которыми он работал долгое время. Самый выдающийся из них – Ханан Юваль, для которого Манор написал целые альбомы. В 1982 г., в разгар Ливанской войны, Манор и Корин Алаль написали песню «Эйн ли эрец ахерет» («Нет у меня другой страны»), которую пела Гали Атари, и которую в дальнейшем и «правые», и «левые» использовали в своих целях, как песню любви и боли. Боаз Шараби - еще один артист, с которым Манор много сотрудничал в 80-е и 90-е гг. Они написали вместе несколько песен еще в 70-е, но в 80-е гг. они создали главные хиты Шараби : «hалевай» («Дай Б-г», которая, кстати, оказалась на последнем месте в отборочном конкурсе «Евровидения»-86), «Мишъала» («Пожелание») и «Лашир итах» («Петь с тобой», с Шошаной Дамари). В 90-х они написали «Кше таво» («Когда ты придешь»), посвятив ее похищенному штурману Рону Араду, «Кше ат ногаат би» ( «Когда ты прикасаешься ко мне»), и многие другие. В 1995 г. Натаниела записала альбом «Лё дибарну аль аhава» («Мы не говорили о любви»), целиком составленный из песен Манора, и среди них дуэт «Од зман» («Еще время»), где впервые спел сам Манор. Через год он записал со своей женой Офрой песню «Шней тапухим» («Два яблока») для ее сборника, а потом они записали альбом общих песен. В 90-е гг. Манор начал писать также для звезд средиземноморской песни, среди них Хаим Моше, Эли Лузон, Сарит Хадад и др. В 1997 г. к длинному списку певцов, записавших песни Манора, добавился и Арик Айнштейн («Ах милат мафтеах» и «Эцбаот шоколад»). Через год Манор написал песню «Идо», посвященную его первому внуку, и эта песня, в исполнении Давида Деора, открыла альбом-сборник веселых песен Манора, вышедеший в канун нового тысячелетия и называвшийся «Од тиръэ, од тиръэ» («Еще увидишь», 1999). В 2001 г. Манор написал либретто к музыкальному спектаклю театра «Гешер», поставленному по книге Булгакова «Мастер и Маргарита». В 2005 г. английский университет Кембридж присвоил Манору звание почетного магистра, «как знак признания за его плодотворную деятельность в области ивритской песни».

В апреле 2005 г. Манор умер от остановки сердца. Он успешно боролся с раком легких, которым заболел за 7 лет до того, но, по-видимому, лекарства, которые он принимал, ослабили его сердце… Манор был похоронен на кладбище в Биньямине, рядом с двумя своими братьями. Среди пришедших на похороны было много известных политиков, в т. ч. Шимон Перес и Биньямин Нетаньяhу, которые говорили о Маноре много теплых слов и признавались в своей любви к его песням.


(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, перевод мой.)

Статья на смерть Эхуда Манора; есть ссылки на другие страницы по той же теме

На главную страницу



Hosted by uCoz