Биография Мати Каспи

Мати Каспи – певец, композитор, аранжировщик. Жанры: рок, поп, израильская и мировая музыка
Мати Каспи – один из самых плодовитых и разносторонних израильских музыкантов последних трех десятилетий 20-го века. В его творчестве сочетаются различные направления – от бразильской музыки до балканской, от «черного фанки» до почти классической музыки. Каспи - превосходный певец, одаренный гитарист, а также музыкант, владеющий большим спектром музыкальных инструментов. Эти его черты проявляются и в проектах других артистов, в которых он играет и поет или участвует в качестве продюсера.

Мати Каспи родился 30 ноября 1949 г. в кибуце Ханита. Вот как он вспоминает о первых годах своей жизни:
«У меня было счастливое детство в кибуце. Мне нравилось находиться наедине с природой. Я был очень тихим ребенком. В саду я проводил часы, сидя на ящике для грязного белья, отстукивал себе ритм и пел песни. Детство в кибуце – это лучшее в мире детство. Кибуц – просто рай для детей. Я до сих пор ощущаю себя сыном кибуца, даже через столько лет».
С 10 лет Мати начал учиться играть на пианино в консерватории Наhарии. Его обучение там продолжалось 6 лет. Но он говорит, что учился он без особого усердия, и его отцу приходилось часами сидеть рядом с ним, заставляя его играть.
В 16 лет он принял участие в конкурсе молодых талантов на радио «Коль Исраэль», а в семнадцать записал свою первую песню – «Лейцан кипурим».
В армии Мати служил в ансамбле Южного округа. Именно там по-настоящему началась его блестящая музыкальная карьера. Для первой программы ансамбля, «Земер бедаром» в 1968 г., он сочинил две мелодии и спел дуэтом с Баhирой Шалом одну песню, под названием «Алумим». Следующая программа, которая была записана на пластинку, называлась «Маоз алеф алеф», и в ней были представлены такие хиты, как «Ле Эйлат» и «Бесайерет шекет». Каспи, обладатель глубокого баритона, спел также суперхит этой программы, «Ани мет», к которому он также написал мелодию и сделал аранжировку. Эта песня сопровождалась клипом, показанным по израильскому телевидению в первые дни его существования. Каспи появился там с Гади Ороном и Яаковом Ноем; они втроем образовали в рамках армейского ансамбля «Трио толстяков», а после освобождения из армии превратились в трио «Лё ихпат лаhем» («Им все равно»). В составе этого трио Каспи записал одну-единственную пластинку, вышедшую в 1971 г.
Покинув трио, Каспи занялся работой над музыкальными спектаклями. Эта работа привела к его знакомству со Шломо Гронихом, который стал его близким другом и соратником в последующие годы. Они вдвоем создали и записали такие песни, как «Бааль якар ве иша метука» и «Ма иhие ити» и начали работать как дуэт, но не раньше, чем Каспи дал Грониху возможность завершить запись его первого сольного альбома. Каспи в это время тоже записывал отдельные песни как солист.
1972 стал годом, когда Каспи превратился из многообещающего юноши в символ качественной музыки. Это произошло, в том числе, благодаря сотрудничеству с Гронихом, которое углубилось в тот год, но не только. В первом «Вечере поэтической песни» на «Волнах ЦАХАЛа» он пел свою песню «Кше элоhим амар бапаам hаришона» (на стихи Натана Заха), на песенном фестивале исполнил свою песню «Ахарей ше насат (Ве отах)» («После того, как ты уехала») на слова Грониха. В обоих случаях он пел с «замороженным» лицом, почти не двигаясь, как будто говоря: «Обращайте внимание на песни, а не на исполнителя». И публика обратила внимание. «Ахарей ше насат» - это образец качества связи между Каспи и Гронихом. Изначально Каспи создал мелодию для сатирической песни. Гроних подумал, что к этой мелодии больше подходят другие слова, и написал текст, ставший классикой.
Сотрудничество Каспи и Грониха выразилось не только в песнях, но и в их совместном шоу «Меахорей hацлилим» («Позади звуков»), с Каспи на гитаре и вокале и Гронихом – на пианино и вокале. Для этого шоу они положили на музыку «Элоhим мерахем» и «Ави» Йеhуды Амихая, «Йом лифней hадин», «Циюр» и «Меахорей hагадер hалевана» (сл. Грониха), а также включили в него песни, написанные ранее, как общие, так и созданные ими по отдельности.
Наряду с серьезной музыкой, которую он создавал, и с его выступлениями, выдержанными в минорной тональности, в Каспи всегда была и другая сторона, легкая и полная юмора. В конце 1972 г. он проявил ее в своей версии хита, который он сочинил к фестивалю детских песен для Яффы Яркони, «Ахот hактана» (сл. Эхуд Манор).
В 1973 г. Каспи пел на «Вечере поэтической песни» на «Волнах ЦАХАЛа».
Во время Войны Судного дня Каспи вместе с другими артистами выступал перед солдатами в Суэце.
В 1974 г. Каспи выступал вместе с певицей Натаниэлой. Они также записали для «Голоса Израиля» совместную версию песни, которую Каспи сочинил для нее к песенному фестивалю, «Шир hайона» (сл. Шимрит Ор). На этом фестивале Каспи выступил с трио «Шоколад, мента, мастик» и исполнил свою мелодию «Ноах» (сл. Йорам Теhарлев).
В конце того же года вышел его первый альбом, «Мати Каспи», в который вошли как известные, так и новые песни, в том числе «Кше элоhим амар бапаам hаришона», «Эйх зе шекохав» (сл. Натан Зах), «Ве отах» , «Ноах» и др.
Вторая пластинка, вышедшая в 1976 г., тоже под именем «Мати Каспи», включала такие суперхиты, как «hине hине», «Брит олам» («Вечный союз»), которая сразу стала классикой израильской песни, «Эйн шалва», «Лё ядати ше телхи мимени» («Я не знал, что ты уйдешь от меня»), и др. Большинство текстов написал Эхуд Манор (как и для многих последующих альбомов). Тексты Манора так органично соединялись с музыкой Каспи, что создавалось впечатление, будто они пишут эти песни вместе. Но на самом деле сначала Каспи приезжал в Биньямину, получал от Манора текст, сидел часами с гитарой и сочинял песню. Потом Манор «подгонял» слова под мелодию Каспи.
В 1976 г. Манор и Каспи послали на «Евровидение» песню «Эмор шалом» в исполнении группы «Шоколад, мента, мастик». Песня заняла 6-е место.
Спустя еще два года вышел успешный альбом «Сторона алеф, сторона бет», который содержал песни, ранее записанные другими артистами, а здесь прозвучавшими в исполнении самого Каспи. Там были «Кмо гальгаль» (в свое время исполнявшаяся Офрой Фукс), «Од яво hайом» и «Шир hайона» (Натаниэла), «Элиэзер Бен-Йеhуда» (Хава Альберштейн), и др. В этот же период Каспи продюсировал альбом и шоу «Эрец тропит яфа», после которого страну захлестнула волна бразильской музыки. В него входили написанные Манором ивритские версии бразильских песен.
Следующий альбом (1980 г.) был детским, назывался он «Цад носаф» («Дополнительная сторона»), а после него вышел «Соф hайом» («Конец дня»), также ставший бестселлером. Среди хитов этого альбома были «Од тиръи эт hадерех» («Ты еще увидишь путь», сл. Шимрит Ор), «Тагиди» и «Соф hайом» (сл. Эхуд Манор) и «Ямей бацорет» («Дни засухи», сл. Яаков Гильад).
Две следующих пластинки Каспи создал на мелодии Саши Аргова – «Мати Каспи поет Сашу Аргова» и «Матитьяhу и Александр». Каспи восхищался Сашей Арговым и говорил, что хотел бы писать так, как он. В некоторых песнях этого альбома они выступали вместе, Каспи пел, а Аргов аккомпанировал ему на пианино.
В альбоме «Мати Каспи», вышедшем в 1985 г., наиболее заметной была песня «Ялдути hашния» («Мое второе детство»), поэтому версию этого альбома, вышедшую позднее на компакт-диске, также назвали этим именем.
Следующим был альбом «Сторона гимель, сторона далет», где Каспи опять записал в своем исполнении песни, написанные им для других артистов: «Ямей Биньямина» (Хава Альберштейн), «Лё тов hийот hаадам левадо» (Дани Литани и Йеhудит Равиц), «Лакахта эт яди беядха» (Йеhудит Равиц) и др.
С «Парварим» Каспи выступал с концертом из южноамериканских песен, который вышел в альбоме «Шир аhава мерахок» («Песни любви издалека»). В 1987 г. Каспи привез из Бразилии ансамбль, с которым выступал и записал очень успешный альбом «Эрец тропит мешагаат».
В 1988 г. вышел альбом «Эхад ле эхад» («Один к одному»), где Каспи сопровождал каждую песню игрой исключительно на одном инструменте – гитаре или пианино. В этот альбом вошли хиты «Слиха», «Шуви hаШуламит», «hи хазра битшува». На сцене Каспи вернулся к сотрудничеству с Гронихом, продолжив их шоу «Меахорей hацлилим». Еще двумя заметными альбомами, которые Каспи создал в 80-х гг., были альбомы Рики Галь: «Рики Галь» в 1987 г. и «Ма зот аhава» в 1988. Каспи отвечал в них за мелодии, игру на всех инструментах, аранжировки и продюсирование. Эти альбомы включали очень много хитов, среди них «Елед асур елед мутар», «Ма зот аhава», «Маарава микан», «Маком лидеага» и др. Альбомы, как и совместные выступления Каспи и Галь, имели большой успех. Кроме того, в конце 80-х гг. Каспи выступал с Шаломом Ханохом, а также с филармоническим оркестром.
Каспи в те годы писал много музыки для других, а также занимался аранжировками и продюсированием. Мати утверждает, что он не пишет песни по заказу, а создает их прежде всего для себя, и только потом понимает, что эта песня больше подходит для кого-то другого. Его песни очень нравились Ошику Леви, Хаве Альберштейн, Натаниэле, Нурит Гальрон, Йеhудит Равиц, Гали Атари, Арику Синаю, Меиру Банаю, Шошане Дамари, и еще многим исполнителям.
90-е гг. Каспи открыл альбомом «Песни из томатного сока», созданным вместе с Эхудом Манором. Каспи также принял участие в написании текстов песен этого альбома. Этот альбом состоял из шуточных песен, каламбуров, музыкальных шуток.
Следующий проект Каспи, «Кукла Мати», представлял собой альбом и видеокассету с детскими песнями.
В 1993 г. вышел альбом «Мати», целиком написанный Каспи на стихи Эхуда Манора. Он содержал такие песни, как «Ми амар лах ше ани малъах», «Сде hатеуфа», «Бифсантер» и др. Но в тот период, когда вышел этот альбом, прессу больше занимали сплетни, связанные с распадом брака Каспи и его новыми связями, чем его творчество. Возможно, в связи с этим Каспи решил на некоторое время покинуть страну, и уехал на 4 года в США. В эти годы он работал с Рики Галь над их третьим альбомом «Оhевет отха йотер», где, как и в предыдущих альбомах, Каспи занимался мелодиями, аранжировкой, музыкальным сопровождением и продюсированием. В создании мелодий приняла участие и его жена, Рахель Каспи.

Вернувшись в 1997 г, Мати был тепло принят соскучившейся израильской публикой, и немедленно отправился в очень успешный концертный тур. Первое из этих выступлений было записано на диск «Мати Каспи – живой концерт в Араде». Альбом 98-го г., «Олам ахер» («Другой мир»), был личным альбомом; в нем Каспи впервые попробовал свои силы в написании серьезных текстов. Он говорит, что на это его вдохновила жена, и она также внесла свой вклад в тексты песен этого альбома.
Со времени своего возвращения в Израиль Каспи много преподавал в разных местах, от школ до курсов аранжировки, продюсирования и вокала.
2000-й открылся альбомом «Мати Каспи – дуэты», который стал символом «сотрудничества между артистами, каким оно действительно должно быть», по выражению Каспи. Среди участников альбома были Авив Гефен, Хава Альберштейн, Рами Кляйнштейн, Шошана Дамари, Этти Анкри, Дани Литани, Йеhудит Равиц, и еще многие. Мати Каспи рассказывал, что это было его мечтой. Он считает, что «с песней можно сделать много вещей, если не довольствоваться ее единственным знакомым исполнением. Музыка свободна для использования ее другими людьми». Сотрудничество в тот период выразилось также в многочисленных совместных выступлениях Каспи с другими артистами: Рахель Каспи, Йони Рехтером, Эхудом Манором, Йеhудит Равиц, Меиром Банаем, Рами Кляйнштейном, Авивом Гефеном, Рики Галь, вершиной которых стало возродившееся шоу «Меахорей hацлилим-2002» со Шломо Гронихом.
Последним на данное время альбомом Мати Каспи является «Ат hаиша шели» («Ты моя женщина»), вышедший в 2005 г.

www.matticaspi.co.il - официальный сайт Мати Каспи (на иврите и английском)



Hosted by uCoz

На главную страницу