Биография Меира Ариэля
Меир Ариэль – поэт, певец. Родился в 1942 г. в кибуце Мишмарот, умер 18.07.1999.
Меир Ариэль написал слова нескольких красивейших израильских песен. Часть из них он пел сам,
часть записывали другие исполнители. Он оказал большое влияние на израильскую музыку.
Меир Ариэль родился в кибуце Мишмарот, и свои первые песни написал для кибуцного ансамбля, часть из них – с другом детства Шаломом Ханохом; среди них – «Агадат деше» ("Сказка травы") и «Рисим» («Ресницы»), а также «Йом ахарон» («Последний день»)- стихотворение Авраама Шлёнского, которое Ариэль с Ханохом положили на музыку. В армии Ариэль был десантником, а к сочинению стихов и пению относился как к хобби. Во время Шестидневной войны он служил в десантной бригаде в Иерусалиме, и на сборе бойцов в конце войны спел, на мелодию известной песни Наоми Шемер «Ерушалаим шель заhав» («Золотой Иерусалим»), свой текст: «Ерушалаим шель барзель» («Железный Иерусалим»). Его версия вызвала острую реакцию, и после этого он стал известен как «поющий десантник». Бени Амдурский выпустил пластинку с четырьмя песнями, которые написал и исполнил Ариэль, в том числе и «Ерушалаим шель барзель». Ариэль начал пользоваться спросом как автор песен, в основном на мелодии Ханоха. Арик Айнштейн записал его песни «Рисим» и «Питъом бильадав»(«Вдруг без него»), Ошик Леви спел «Лишон лишон» («Спать»), и др. Ариэль, между тем, решил избавиться от ярлыка «поющего десантника» и отправился в США, где надеялся порвать с музыкой и заняться кинематографом. Но там он влюбился в американскую музыку (в частности, Боба Дилана), и начал сочинять песни в новом стиле, такие как «Соф онат hатапузим» («Конец сезона апельсинов»). Вернувшись в Израиль в 1970 г., он временно оставил кибуц и семью (к тому времени у него уже было двое детей) и попытался найти свое место в Тель-Авиве. Он работал в кино, в рекламной конторе и др. местах. К поэзии он вернулся благодаря празднованию 40-летия его родного кибуца. В войну Судного дня Ариэль служил на Суэцком канале и сочинял песни, которые записал в 1974 г. с помощью Мати Каспи: «Тиква» («Надежда»), «Лайла шакет авар аль кохотейну бе Суэц» («Тихая ночь спустилась на наши силы в Суэце») и др. Его песни записывали и другие исполнители: «Тамуз» записал «Соф онат hатапузим» (муз. Шалом Ханох и Ариэль Зильбер), Натан Коэн – «hахофеш аль hагаг» («Отпуск на крыше») на свою мелодию, Ханох (тоже на свою музыку) – «hашвита» («Забастовка»), и др. В 1977-78 гг. он записал альбом песен в обработке Ханоха, который стал важной вехой в его творчестве. Ариэль пел-декламировал свои стихи под музыку, заимствованную из американского кантри, рока и фолка (в основном у Боба Дилана). После этого альбома он отправился с концертами по стране, не оставляя, однако, своей основной работы в кибуце Мишмарот. В 1985 г. семья Ариэля переехала в Тель-Авив, и ему пришлось увеличить темп работы над песнями. Первым, кто выиграл от этого, стал Гиди Гов, который спел «Шалаль шарав» («Добыча зноя»), «Гевер ба ир» («Мужчина в городе») и «Лолита» на музыку Йеhуды Поликера и «Дерех эрец» («По стране») на музыку Моше Леви. Во второй половине 80-х гг. Ариэль продолжал писать песни и выступать с концертами. В 1991 г. вышел сборник хитов из трех его первых альбомов и сборник его текстов, содержащий не только слова песен, но и пьесы и др. тексты. В этот период его песни исполняли многие артисты, в том числе Давид Броза - «Митахат лашамаим»(«Под небесами»), «Бокер тов ба» («Настало доброе утро»), Гиди Гов – «Бекаце hамаарав» и «Бесаде ярок», Рами Кляйнштейн – «Аhавини» и «Бахурот беитон», и другие. В 1993 г. Ариэль записал альбом «Зиръэй каиц» («Семена лета»). Звучание этого альбома было более блюзовым по сравнению с другими его альбомами. К песням «Зиръэй каиц» и «Стам эхад» («Просто один») он написал музыку вместе с Шаломом Ханохом, а к остальным – сам. Среди них «Лё титпос оти» («Ты меня не поймаешь»), «Маим метуким» («Сладкая вода») и др. В 1994 г. он выступал на «Фестивале Акко». Дани Литании записал его песню «hагораль hайеhуди» («Еврейская судьба»), Рита – «Эрев кахоль амок» («Глубокий синий вечер»), а Йорам Гаон – «Зе ата» («Это ты») и «Аль эрец меватрим рак балев» («От страны можно отказаться только в сердце»). В 1996 г. вышел самый тяжелый альбом Ариэля «Ришумей пехам» («Угольные записи»), мрачный взгляд на ничтожество человека перед силами природы и Б-гом. Альбом включал такие песни, как «hабен адам эйно эла» («Человек – не что иное, как»), «Типа лехоль але» («Капля на каждом листочке»), «Шамати ше ат нимцет» («Я слышал, что ты находишься»), и др. Ариэль написал музыку и слова и записал этот альбом практически в одиночку. Издал альбом его сын Шахар. В 1997 г. вышел его следующий альбом, «Бернард ве Луиз». Главным хитом альбома стала «hиканси квар леото ве ниса» («Садись уже в машину и поедем!»), другие заметные песни: «Шоэф ле эфес» («Стремится к нулю»), «Лё яхоль леhорид мимех эт hаэйнаим» («Не могу отвести глаз от тебя»), «Соф hаолам блюз» («Блюз конца света») и др. В 1998 г. вышел альбом «Длатот нифтахот меацман» «(Двери открываются сами»). Период после выхода этого альбома стал особенно трудным для Ариэля и его семьи. В интервью перед выходом альбома он сделал несколько резких высказываний (в частности, в адрес репатриантов из России), которые возмутили общество до такой степени, что Ариэля стали бойкотировать в определенных кругах, и его концерты были сорваны. 18 июля 1999 г. Меир Ариэль скончался, по-видимому, от неправильно диагностированной инфекции.
Но и после его смерти о нем не забыли. В 2000 г. вышел альбом «Моде ани» («Я благодарю»), содержавший его домашние записи, улучшенные Моше Леви, Шаломом Ханохом и Дори Бен-Зеевом. В июле того же года, в годовщину его смерти, в римском амфитеатре в Кейсарии состоялся концерт его памяти, на котором его песни исполняли его сын Уди и его друзья Шалом Ханох, Ариэль Зильбер, Дани Сандерсон, Авив Гефен и другие. Песни этого концерта вышли отдельным альбомом. Через год новый концерт памяти Ариэля состоялся в Тель-Авиве, при участии Шломо Идова, Дори Бен-Зеева, ансамбля «Даг нахаш» и др. Одновременно вышел и альбом-сборник из 5 дисков, четыре из которых содержат лучшие хиты Ариэля, а на пятом диске другие певцы исполняют его песни.(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, перевод мой.)
Статья Марины Яновской о Меире Ариэле (2006 г.)
Еще одна ее же статья (2005 г.)
Статья о Меире Ариэле на сайте Марины Яновской (2004 г.)
Сайт Меира Ариэля (на иврите)