Биография Нахума Хеймана

Нахум (Нахче) Хейман – композитор сотен израильских песен, многие из которых на слуху и считаются классикой ивритской песни. На протяжении многих лет он писал песни и пестовал многих начинающих артистов. В 60-х гг. это были Хава Альберштейн, «Парварим», «Гиватрон» и другие; в 80-х, после того, как он вернулся в Израиль после продолжительного пребывания за границей, работал с Меиром Банаем, Моше и Орной Дац, а также со своей дочерью, Си Хейман. Он написал музыку к десяткам фильмов и телесериалов, основал собственную фирму звукозаписи и руководил различными хорами.

Хейман родился в 1934 г. в Риге, а когда ему было 3 года, его семья покинула дом и начался изнурительный период эмиграции, закончившийся в Израиле, когда ему было уже 6 лет.
Ребенком он начал учиться игре на фортепьяно, но через некоторое время заболел ДЦП, и только в 17 лет вернулся к игре, на этот раз на аккордеоне, потому что одна рука у него осталась частично парализованной.
В 14-летнем возрасте он переехал жить в кибуц Наан, где получил большую поддержку от членов кибуца Йеhуды Орена и композитора Давида Зеhави, которые признали его талант и положили начало его музыкальному пути. Позднее он переехал в кибуц Кфар Маккаби, где стал верным учеником авторов из соседнего кибуца Рамат Йоханан – Матитьяhу Шалема и Гурит Кедман, которая была одним из пионеров израильского народного танца. Хейман начал прокладывать свою дорогу как аккордеонист в кружках народных танцев и принимал участие в подготовке и проведении первого фестиваля народных танцев, который состоялся в кибуце Далия.
В 17,5 лет Хейман написал свою первую песню «Ницаним ниръу баарец», с которой и вступил в круг авторов израильской песни.
В армии Хейман служил в отделе культуры НАХАЛь как координатор курсов ивритской песни. Кроме того, он был аккордеонистом – дублером Дуби Зельцера в первом составе ансамбля НАХАЛь, который иногда разделялся из-за большого спроса на их выступления.
После освобождения из армии Хейман переехал в кибуц Бейт Альфа, который согласился послать его на три года учиться музыке у композитора Пауля Бен Хаима, чтобы он стал учителем музыки в районной школе. Вернувшись в кибуц, Хейман организовал инструментальный состав квинтета «Гильбоа» и служил музыкальным руководителем ансамбля «Гиватрон», который также исполнял его песни, среди них «Леан ношевет hаруах» и «Ма шееш ли ломар лах». Благодаря его руководству «Гиватрон» в 60-х гг. превратился из любительской кибуцной группы в профессиональный ансамбль, обладателей собственного репертуара.
Многие песни Хеймана, ставшие «золотым фондом» ивритской песни, были написаны на слова поэта Натана Йонатана. Сотрудничество между ними, выразившееся в создании около сотни песен, началось в 1957 с песни «Хофим» («Берега»), и ради мелодии Йонатан немного изменил первоначальный текст стихотворения. За ней последовала «Шир аhава яшан» («Анита вэ Хуан»), которая удостоилась бесчисленных исполнений, «Цивъэй hазман» («Цвета времени»), одна из первых израильских песен, написанных в стиле блюз, и многие другие.
C 1964 г. Хейман «открыл» многих певцов, и даже написал для нескольких из них их первые песни. Среди прочих он написал для Хавы Альберштейн «Илу коль hаоhавим» и «Им питъом», которые были записаны еще до ее призыва в армию. Для «Парварим» он написал такие песни, как «Ат вэани вэhаруах» и «Садот еруким», для Ализы Азикри – «Циюр бицваим», а для Оснат Паз - «Матай» и «Эрев шабат».
В те годы Хейман постоянно участвовал в песенных фестивалях, и песни, которые он написал для них, до сих пор на слуху, среди них «hагивъа», «Рэах тапуах одем шени» и «Мегадим».
В конце 60-х гг. Хейман начал писать музыку для телесериалов и кинофильмов. Первыми из них были фильм Михи Шагрира «Война после войны» (1968), для которого была написана песня «Мирдаф» («Погоня»), и телесериал «Доди вэраи», для которого была написана песня «Кмо цемах бар» («Как дикое растение») – одна из «визитных карточек» Хеймана.
В 1968 г. Хейман переехал жить во Францию, где его песни записывали многие известные артисты. Через три года семья переехала в Лондон, там он изучал искусство сочинения музыки для фильмов в киношколе. Его вершиной в этой области стала тогда музыка для сериала по ТАНАХу, которая была записана в исполнении Лондонского симфонического оркестра (130 музыкантов!).
В 1977 г. Хейман записал радиопрограмму, которая стала пластинкой его новых мелодий на стихи Натана Йонатана и Натана Альтермана в обработке Карлоса Миранды. Некоторые из песен, в том числе «hахоль изкор» («Песок запомнит»), были записаны заново Хавой Альберштейн в студии Хеймана в Лондоне и вышли в ее альбоме «Ани hолэхет элай» («Я иду к себе»). В 1982 г. он пригласил Нурит Гальрон записать в Лондоне альбом, большая часть которого состояла из его новых песен. Из них наибольшего успеха добились «Сус мээц» («Деревянная лошадь») и «Аваль бехаломи» («Но в моем сне»).
В 1984 г. Хейман окончательно вернулся в Израиль, и сразу по возвращении выпустил шоу «Хофим» («Берега»), которое шло на сцене около двух лет. В этом шоу участвовали артисты, находившиеся тогда в начале своей карьеры. Среди них были Меир Банай (который пел там «Тфилат даяг» и «Ат шомаат»), Моше Дац («Аншей hагешем» и «Ат роа цоанит») и Хани Ливана, для которой Хейман впоследствии спродюсировал ее первый альбом. Весь состав исполнял «Ширим ад кан» («Песни до сих пор»), которую в оригинале исполняли «Дудаим». Позднее к шоу присоединился также Давид Деор. В тот период Хейман также снова начал организовывать вечера песни под аккордеон, руководил хорами и на протяжении трех лет был творческим директором праздников ивритской песни в Араде, которые тогда только начинались.
В 1996 г. он записал первый сольный альбом из своих песен, из которого наиболее успешными стали песни «Хоф ахер» («Другой берег») и новая версия «Ямина, смола вэhала» («Направо, налево и дальше»), которую в оригинале пела Хава Альберштейн.
В течение пяти лет он жил в Мицпе Гила в Галилее, где руководил четырьмя певческими группами. После того, как вернулся в центр, он по собственному желанию отказался от этой работы и стал в усиленном темпе писать музыку для фильмов, телепрограмм и детских кассет. Песня «Машеhу нишбар» (Что-то разбилось»), написанная для фильма «Хроника любви» (1998 г.), была записана его дочерью Си Хейман.
В последние годы Хейман продюсирует серию «Ностальгия», составленную из старых альбомов, вышедших с конца 50-х до начала 70-х, и этим помогает спасению многих песен, определивших облик израильской культуры. В 2001 г. он написал музыку к мини-сериалу «Остановка сердца», который шел на первом израильском канале. Заглавная песня сериала была написана Натаном Йонатаном и Нахумом Хейманом и исполнена его дочерью Си Хейман.
В октябре 2003 г. мэрия Петах-Тиквы устроила вечер в честь Хеймана. В мероприятии приняли участие Изhар Коэн, Меир Банай, Ави Перец и другие, и он был записан для альбома, вышедшего к 70-летнему юбилею Хеймана в 2004 г.

(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, автор Йорам Ротем, перевод мой.)

На главную страницу



Hosted by uCoz