Биография Офры Хазы

Офра Хаза была наиболее преуспевающей израильской певицей в мире в 80-х – начале 90-х гг. Она была одарена приятным голосом, прекрасными музыкальными способностями, трудолюбием и чарующей восточной красотой, и все это позволило ей осуществить мечты и достичь практически всего, чего можно было пожелать. Все оборвалось с ее трагической смертью в возрасте 42 лет.

Офра Хаза родилась 19 ноября 1957 г. в тель-авивском районе Атиква, она была девятой дочерью в семье. Ее мать была еще в Йемене популярной певицей, и после репатриации в Израиль на протяжении многих лет каждую неделю, на исходе субботы, пела на балконе, подыгрывая себе на барабане.
Офра с детства пела, участвовала в школьном хоре. Ее вокальные способности особенно ярко проявлялись в песне «Ерушалаим шель заhав» , где ей удавалось, «как взрослой», вытягивать последнюю ноту в песне («Ки-и-и-н-о-о-о-о-р…»).
В 12 лет Хаза поступила в театральную студию, основанную в ее районе Бецалелем Алони. Впервые Хаза вышла на сцену в спектакле «Цветы из пластика», где она была «актрисой на замену», и вся ее роль заключалась в том, чтобы произнести два слова…
В 1972 г. она впервые выступила на телевидении, с той же театральной студией. В программе «Первая любовь», поставленной после войны Судного дня, 16-летней Хазе уже была доверена более серьезная роль, а ее первая сольная песня, «Гаагуим» («Тоска»), заняла первое место в хит-парадах. В том же году Хаза принимала участие в фестивале восточной песни и заняла третье место с песней «Шабат hамалка» («Царица суббота»). После этого она была призвана в армию, но продолжала по вечерам выступать со своей театральной студией.
После освобождения из армии Хаза решила продолжать карьеру певицы под руководством Бецалеля Алони. Они обратились к импрессарио Аврааму Деше. Тот был восхищен голосом Хазы, и согласился взять ее под свое покровительство. Был период, когда он пытался присоединить ее к Рути Хольцман и Исраэле Кривошей и возродить трио «Шоколад, мента, мастик», но это начинание не удалось, и Хаза продолжала искать свой путь в качестве солистки.
Маститые израильские авторы отказывались сочинять для нее, и Алони, до того писавший только слова песен для своей студии, от безысходности начал сам писать для Хазы песни, первой из которых стала «hагешем» («Дождь»). Большой прорыв Хазы произошел в 1979 г., в фильме «Шлягер» с участниками группы «hа-Гашаш hа-хивер», где она исполняла «Шир hафреха» («Песню уличной девчонки»). Эта песня стала суперхитом, беспрерывно крутившимся по радио, сделала Хазу звездой и принесла ей звание «Певицы года» - 1980, которое она удерживала затем 4 года подряд. В том же году вышел ее первый альбом, «hааhавот шелану» («Наши любови»). Кроме заглавной песни (с которой Хаза выступала на песенном фестивале), в альбом вошли «Шир hафреха», «Шир аhава лехайяль» и другие. Год спустя вышел ее альбом «Бо недабер» («Давай поговорим»), с хитом «Тфила» («Молитва»), а еще через год увидел свет следующий альбом, «Питуим», из которого наиболее успешными стали песни «Габриэль» и «Коль йом матхила шана» («Каждый день начинается год»).
В 1983 г. Хаза участвовала в конкурсе «Евровидение», проходившем в Мюнхене, заняв второе место с песней «Хай» («Жив»). Выступление Хазы было впечатляющим, и слова «Ам Исраэль хай» («Народ Израиля жив»), прозвучавшие на немецкой земле из уст Хазы, вызвали большое волнение в Израиле.
Есть те, кто считает выступление на «Евровидении» «первым выстрелом» в международной карьере Офры Хазы, но до настоящего большого прорыва за границу она выпустила еще несколько альбомов в Израиле, среди них три альбома «Песен Родины», которые содержали старые ивритские песни в новой обработке, а также альбом «Байт хам» («Теплый дом», 1984 г.), из которого наиболее заметными были заглавная песня и «Яд беяд» («Рука в руке»).
В альбоме йеменских песен, вышедшем тоже в 1984 г., Хаза исполняла песни, которые слышала в своем детстве, в обработках, сочетавших звучание традиционных национальных инструментов с классическими и современными. В том же году Хаза выпустила свой альбом «Адама» («Земля»). На этом этапе ее карьеры лучшие авторы уже были согласны писать для нее, и в этом альбоме появились песни Саши Аргова, Моше Виленского, Эхуда Манора и др. Самыми выдающимися песнями этого альбома стали «Гораль эхад» («Одна судьба»), «Адама» и «Мишеhу hолех тамид ити» («Кто-то всегда идет со мной»).
Летом 1985 г. усилились трения между клубами поклонников Хазы и ее главной соперницы того периода, Ярдены Арази. Певицы лично не ссорились между собой, но различные СМИ без устали рассуждали о «войне» между ними, которая достигла своего пика, когда одна из поклонниц Хазы направила струю из водяного пистолета на платье Арази в молодежном городке в Тель-Авиве...
В 1986 г. Хаза записала альбом «Ямим нишбарим» («Сломанные дни»), для которого впервые сама написала большинство песен. За альбомом последовало шоу, поставленное Цади Царфати. И шоу, и альбом не добились успеха, и карьера Хазы замерла на распутье.
Новый шанс дала ей этническая музыка. В начале 1988 г. Изhар Ашдот и Яир Ницани выпустили ремикс песни «Им нинъалу» из ее альбома йеменских песен (добавив ее пение на английском). Песня вышла на диске в Европе и стала суперхитом: до конца года диск был продан в более чем двух миллионах экземпляров. «Им нинъалу» вошла в международный альбом Хазы «Шаддай», который включал песни на английском, иврите и арабском на мелодии Бецалеля Алони. До конца 1988 г. в Европе было продано более миллиона экземпляров этого альбома, в США – около 40 тысяч. В том же году Хаза заняла первое место на телевизионном конкурсе «Золотой лев», проходившем в Германии, а через год первенствовала на Токийском международном фестивале. Трижды в эти годы она принимала участие в фестивале Сан-Ремо в качестве гостьи.
Но, несмотря на эти успехи, Хаза направляла главные усилия на завоевание Америки. В 1989 г. она выступила в клубе «Палладиум» в Нью-Йорке и переехала туда жить. Лучшие музыкальные продюсеры, впечатленные ее редкими вокальными данными, предлагали ей свои услуги. В 1989 г. в Лос-Анджелесе вышел ее альбом «Desert Wind». Кстати, в песне «Фата-Моргана» она соединила свой голос с голосом своей матери, которая напела ей по телефону из Израиля часть йеменской песни…
В этот период расцвета многие музыканты приглашали Хазу выступить вместе с ними… В 1990 г. она отклонила предложение Майкла Джексона присоединиться к нему в мировом гастрольном турне. Она выступила на джазовом фестивале в Швейцарии, и ее выступление, записанное там, с лучшими йеменскими и другими песнями, увидело свет в альбоме, вышедшем в 1997 г.
Игги Поп записал с ней одну из песен для ее альбома «Кирья», удостоенного в 1993 г. премии «Грэмми» в категории «Мировая музыка» - достижение, которое пока не удалось повторить никому из израильтян.
В 1994 г. вышел ее последний альбом на иврите, «Коль hанешама» («Вся душа»), который она написала в соавторстве с Гораном Бреговичем, в том числе и песню «Леорех hаям» («Вдоль моря»). Это исполнение вошло в альбом «Шалом, хавер» и в тройной сборник, вышедший после ее смерти.
Через три года после этого Хаза вышла замуж за бизнесмена Дорона Ашкенази, меньше стала уделять внимания своей профессиональной деятельности и вернулась жить в Израиль. Спустя короткое время после свадьбы Хаза закончила сотрудничество с Бецалелем Алони, сопровождавшим ее с начала карьеры.
В 1998 г. Стивен Спилберг пригласил ее исполнить главную песню в своем мультфильме «Принц Египта». Хаза записала эту песню на 29 языках. Годом позже она начала записывать материалы для своего нового альбома.

В феврале 2000 г. Офра Хаза в тяжелом состоянии была госпитализирована в больницу «Шеба» в Тель-hа-Шомере. Дважды ранее жизнь Хазы была спасена чудом. В 1987 г. разбился самолет ВВС Израиля, который вез ее и Бецалеля Алони назад после выступления на военной базе на юге. Они отделались легкими травмами. Второй раз был в 1994 г., когда молния ударила в самолет, на котором Хаза возвращалась из Лондона, но самолет смог благополучно приземлиться. В третий раз чуда не произошло, и через две недели Офра Хаза скончалась в больнице, по-видимому, из-за того, что ее организм не выдержал коктейля из лекарств от СПИДа. После ее смерти в ее память вышел тройной сборник «Мангинат hалев» («Мелодия сердца»), содержащий лучшие ее песни разных лет и из разных альбомов, вышедших в Израиле и за границей.

(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, перевод мой.)


http://community.livejournal.com/ofrahaza/ - сообщество в ЖЖ, посвященное Офре Хазе


www.sem40.ru/rest/music/musican/12788/ - статья о Хазе.


www.sem40.ru/ourpeople/destiny/9268/ - еще одна статья там же (перепечатка из Вестника ЕАР)


ofra.nm.ru - русскоязычный сайт, посвященный Хазе; есть много ссылок на другие интернет-ресурсы по этой теме


Cсылки на альбомы Офры Хазы, которые можно скачать с сайта www.nasibov.net:

http://nasibov.net/blog/wordpress/2007/06/19/ofra-haza-limited-edition-de-luxe-collection/

http://nasibov.net/blog/wordpress/2007/06/12/ofra-haza-yemenite-songs/


http://nasibov.net/blog/wordpress/2007/06/12/ofra-haza-shaday/

На главную страницу



Hosted by uCoz