Биография Шем-Това Леви

Шем-Тов Леви был одним из наиболее разнообразных и плодовитых музыкантов поколения 70-х гг. в израильской музыке. В начале своего пути он получил известность благодаря сотрудничеству в качестве музыканта, композитора и музыкального продюсера Ариком Айнштейном, с которым продолжал много работать и в 80-х, и в 90-х гг. Наряду со своей работой с Айнштейном, принесшей много хитов, Шем-Тов Леви действовал и в других направлениях. Он принимал участие в продвинутых коллективах, как, например, «Кцат ахерет» и группа «Шестерка», и как самостоятельный музыкант оригинально сочетал различные влияния: восточное, восточно-европейское, джаз, рок и классическую музыку. Леви продолжает делать это уже 30 лет…

Леви родился в 1950 г. в Реховоте, в семье выходцев из Болгарии. В детстве он слышал классическую музыку, йеменскую, а также балканскую. С четырех лет он играл на различных музыкальных инструментах. В 13 лет он начал учиться играть на флейте, и считался многообещающим дарованием в области классической музыки. Подростком он играл в симфоническом оркестре Гадны (молодежная военная организация – прим. переводчика), и время от времени выступал также с Филармоническим оркестром. В старших классах он начал интересоваться и другими видами музыки, в основном джазом и роком.
В армии Леви служил флейтистом в ансамбле Центрального округа. При посредничестве Яира Розенблюма, музыкального руководителя ансамбля, была впервые записана песня на мелодию Леви «hу яца» («Он вышел»), и Мири Алони спела ее на песенном фестивале. На пластинке с песнями этого фестиваля по ошибке указали, что его имя – Леви, а фамилия – Шем-Тов.
В конце 1971 г., вернувшись из армии, Леви изучал композицию и игру на флейте в Тель-Авивской академии музыки и играл в разных проектах (например, в музыкальной комедии «Мазаль дагим» («Рыбье счастье»). Он также занимался сочинением музыки. Для Ханана Юваля он написал «Ахарей hабатим ахарей hасадот» («За домами, за полями», на слова Илана Гольдхирша), а для своего товарища по ансамблю Дани Васли – песню на его слова «Бикце hарехов» («В конце улицы»). Леви добился признания в 1972 г., когда Арик Айнштейн в своем альбоме «Жасмин» спел песни на его мелодии – «Шир ахарей hамилхама» («Песня после войны») и «Дон Кишот» . Леви также играл на флейте на записи альбома, и с тех пор стал пользоваться спросом, и в качестве флейтиста участвовал в сотнях записей Айнштейна и многих других. После войны Судного дня , в 1974-м, Леви присоединился к наиболее революционной группе того периода, «Кцат ахерет» («Немного иначе»), в которой играл со Шломо Гронихом и Шломо Идовым. Для альбома этого трио Леви сочинил мелодии к песням «hаhед» («Эхо», сл. Леи Гольдберг) и «hанасих hакатан» («Маленький принц», сл. Йонатана Гефена), песню, ставшую одним из символов того времени. В рамках «Кцат ахерет» Леви написал также песню на стихи Леи Гольдберг «Ширей hадерех» («Дорожные песни»), вышедшую позднее в его первом альбоме. Группа распалась в середине 1975 г., когда Гроних уехал за границу.
В 1976 г. вышел первый альбом Леви, «Мацав руах» («Настроение»), который был переполнен музыкальными идеями, был «продвинутым» и «некоммерческим». Это был один из наиболее приятных сюрпризов среди первых альбомов 70-х годов, особенно в области между восточно-израильской музыкой и джаз-роком. Леви написал и обработал все мелодии для этого альбома, среди них «Ахарей шеhалахт микан» («После того, как ты ушла отюда», сл. Леви) и «Ширей hадерех»., а также инструментальные пьесы (включавшие также пение без слов): «Мацав руах», «Шир» («Песня») и др. С Леви играли в этом альбоме его друзья, работавшие с ним бесплатно, из любви к музыке и благодаря удовольствию от совместной игры. Леви пел и играл на фортепьяно, флейте и других инструментах. С ним играли, среди прочих, Хаим Романо и Ицхак Клептер на гитарах, а также музыканты из Филармонического оркестра. Альбом «Еладим» («Дети») тоже вышел в 1976 г., и в нем впервые появился заголовок «Арик Айнштейн и Шем-Тов Леви». Он включал мелодии Леви к песням «Танин закен» («Старый крокодил»), «Еш ли ах катан» («Есть у меня младший брат») и др., а также его аранжировки «классических» песен для детей: «Бемединат hагмадим» («В стране гномов»), «Эце ли эль hаир» («Я пойду в город») и «Пизмон Ликинтон». Как во всех детских альбомах Айнштейна, так и в «Еладим» аранжировки были богатыми с точки зрения музыки, а подход к исполнению - серьезный и профессиональный.
В 1977 г. Леви основал джаз-роковый коллектив под названием «Шешет» («Шестерка»), в котором участвовали Шмулик Арох (бас), Шмулик Бодгов (гитара), Эдди Ренарт (ударные), Айки Леви (барабаны) и Йеhудит Равиц (пение, акустическая гитара). Леви был самым выдающимся музыкантом в этой группе – он сочинил большинство ее композиций, и пытался организовать ее выступления, хоть она и считалась «некоммерческой». Группа просуществовала лишь недолгое время, но оставила после себя красивую музыку. Мелодии Леви, написанные для «Шестерки», прозвучали в фильме «Маса hаалункот» («Поход носилок»), включая заглавную песню, которую пел Гиди Гов, а также в альбоме группы, вышедшем после ее распада.
Главным занятием Леви в 1979 г. было участие в трио «Цлиль мехуван» («Настроенный звук») со Шломо Идовым и Ицхаком Клептером. В отличие от «Кцат ахерет» и от «Шешет», группа «Цлиль мехуван» пела простые и красивые песни, и даже хиты. В альбом группы вошли мелодии Леви к песням «Самба (Сипур шель йом»)» и «Балайла» («Ночью», на стихи Авраама Халфи), а также его римейк песни «Яхоль лиhйот шезе нигмар» («Может быть, это закончилось», сл. Йонатана Гефена). Второй сольный альбом Леви, «hитъорерут» («Пробуждение»), вышел в 1981 г. Этот альбом создавался в оптимистический и радостный период в жизни Леви, и он, относительно, самый простой и легкий из его альбомов. Песни этого альбома написаны под влиянием джаза и бразильских мотивов, и в нем нет «тяжелых» мест. Леви был композитором, аранжировщиком и музыкальным продюсером этого альбома. Среди песен альбома: «Самба Чик», посвященная американскому музыканту Чику Корье, очень повлиявшему на Леви, «hитъорерут», «Шуви левейтех» («Вернись в свой дом», сл. Далии Равикович), и другие. Леви пел и играл на флейте, пикколо, фортепьяно. В альбоме также принимали участие Дафна Армони и Мази Коэн (бэк-вокал), Авраам Фельдер и Ярослав Якубович (духовые инструменты), и другие.
В 1982 г. Управления вещания выпустило альбом «Эрец шемеш» («Солнечная страна») – сборник песен, объединяющий Восток с Западом, с участием Леви, Дафны Армони, Мази Коэн и Эфраима Шамира. Леви был музыкальным руководителем альбома, а также написал и обработал большинство мелодий, среди них: «hаколь калуй» и «Нама яфа». В «Кохав ахер» («Другая звезда») и «Бои шемеш адума» («Солнце красное, приди») он пел соло, а в «hинех яфа реаяти» («Красива ты, моя жена») он пел с Шамиром.
В 1983 г. Леви присоединился к Шломо Грониху для записи семейного альбома. «Семейственность» этого альбома выражалась не только в связях между ними двумя (Гроних был женат на Нирит, сестре жены Леви), но и в сочетании разных поколений в некоторых отрывках. Так, дедушка Леви участвовал на мандолине и пел, его бабушка и мама - на бэк-вокале, отец Грониха – на кларнете, и т. д. Даже в песнях, которые были записаны без участия членов семей, была подача более «народная» чем «роковая». Среди мелодий Леви в этом альбоме были: римейк «Лейлот hастав» («Осенние ночи», сл. Давида Фогеля), два отрывка без слов – «Танец хоббитов» и «hалев нифтах», и песня. для которой Леви сам написал и слова – «Тну аhава» («Дайте любви»). В альбоме появились также «Ширим пшутим» и «Еш ли симпатия» на музыку Шломо Грониха. После выхода альбома Леви и Гроних отправились в совместное турне, и однажды даже выступили вместе в парке hа-Яркон в Тель-Авиве. В том же году Леви поехал для повышения квалификации в США, на стипендию от фонда Шарета. На протяжении примерно полугода он учился в «Беркли» и в Нью-Йорке.
Следующий совместный альбом Арика Айнштейна и Леви, «Песек зман» («Перерыв»), вышел в 1984 г. Леви написал и обработал мелодии, а Айнштейн написал слова для большинства песен, среди них: «Шалош арба лаавода» («Три-четыре, на работу»), «hу хазар битшува» («Он вернулся к религии»), и др. На записи альбома Леви играл на разных инструментах и пел на бэк-вокале.
На обложке следующего альбома, «Тавас hазаhав» («Золотой павлин», 1984 г.), Леви написал: «Все мелодии уже есть, нужно только найти их». Он имел в виду, видимо, что нужно найти их в предыдущих альбомах… В альбоме появились «Кета наим» и «Шир» из альбома «Мацав руах», «Шуви левейтех» и «Амуд hаэш» из «hитъорерут», и т. д. В 1985 г. вышел альбом Айнштейна и Леви «Тоцерет hаарец» («Производство Израиля»). Леви был композитором, аранжировщиком и музыкальным продюсером. В альбом вошли песни: «Тоцерет hаарец», «Мишкафаим врудот» («Розовые очки») и «Аhава хофшит» («Свободная любовь») на слова Натана Альтермана, «Шир банали» («Банальная песня», сл. Авраама Халфи) и др. К ним добавились две аранжировки, сделанные Леви для старых песен: «Беэр басаде» («Колодец в поле») и «Элифелет». Четвертый альбом Леви, «Неимот моледет» («Напевы родины»), вышел в 1986 г. Этот альбом основывался на плейбэках из альбомов «Песен Родины», которые он продюсировал для Офры Хазы. Леви добавил к плейбэкам оригинальную игру на флейте и создал новые версии песен «Яд ануга», «Ма омрот эйнаих», «Шней шошаним» и др. В том же году Леви присоединился к звездному составу «Колот шлувим» («Сплетенные голоса»), куда входили Йеhудит Равиц, Ариэль Зильбер, Ицхак Клептер, Шломо Гроних и Алон Олеарчик. Этот состав выступил несколько раз и даже записал одну песню.
Свой пятый альбом, «Шохад» («Взятка»), Леви записал в 1987 г. Альбом был создан в тяжелый период его жизни, во время развода, что повлияло на тексты и на «роковую» обработку песен. Леви включил в альбом в основном свои песни: «Нах» («Отдыхаю»), «Питрон змани» («Временное решение), «Лехофеш нолад» («Рожден для свободы). Также в альбоме были: «Еш эйзе шохад» (сл. Натан Зах), «Бихфарех» (сл. Д. Фогель) и «Гамаль гамали» (сл. Айнштейн). В том же году в альбом Арика Айнштейна и микки Габриелова был включен шуточный отрывок под названием «С двух до четырех», вскотором Айнштейн описывает свою работу с Леви и неудобства, причиняемые ею соседу…
В 1992 г. вышел альбом-сборник Леви «Избранные песни». В нем появились римейк «Шир ахарей милхама» в интимной версии в сопровождении фортепьяно (Йони Рехтер) и флейты (Леви) и новая песня «Захария hанаган». Остальные песни остались в оригинальном варианте, среди них «Тавас hазаhав», «Шуви левейтех», «Ширей соф hадерех», «Белейлот hастав», «hанасих hакатан» и «Яхоль лиhйот шезе нигмар» . В том же году Леви участвовал в 30 концертах объединенной группы «Кцат ахерет». Первый альбом Леви, «Мацав руах», вышел в 1994 г. на компакт-диске. К оригинальным песням добавилась новая версия песни «Дон Кишот», исполненная Леви, Аркадием Духиным и Ариком Айнштейном. В том же году трио «Цлиль мехуван» воссоединилось для нескольких выступлений.
В 1995 г. вышел альбом Леви «Бишвиль hанешама» («Для души»), записанный на выступлении в ноябре 1994 г. В альбом вошли инструментальные отрывки, написанные им, в новых обработках. В том же году Леви вернулся к сотрудничеству с Айнштейном в рамках альбома «еЕш би аhава» («Есть во мне любовь»). Леви сочинил мелодии и обработал большинство песен, среди них «Са леат 2» и «Отах» (сл. Айнштейна). Он также обработал песни «Еш би аhава» (слова и музыка Аркадия Духина), «Биглалех» (Из-за тебя»), сл. Миха Шитрит, муз. Аркадий Духин) и «Ливкот леха» («Оплакивать тебя», сл. и муз. Авив Гефен). В том же году в издательстве «hед Арци» вышел еще один инструментальный альбом Леви, «Музыка из фильмов».
В 1999 г. вышел альбом Леви «99», в обработке его и Бэри Сахарова. Леви написал музыку для всех песен альбома, среди которых были: «Баа hамусика» («Пришла музыка») и «Ат йодаат» («Ты знаешь») на слова Аркадия Духина, а также две песни на слова его новой жены Гилы: «Гав тафус» и «Махзик хазак бакаце». На записях Леви пел, свистел и играл на ударных и на фортепьяно (но не на флейте!).
И в 2000 г. Шем-Тов Леви оставался деятельным и занятым музыкантом. Он выступил, среди прочего, на фестивале фортепьянной музыки, организованном мэрией Тель-Авива, обновил совместное шоу со Шломо Гронихом и писал музыку для фильмов и спектаклей. В 2001 г. Леви написал музыку для фильма «Кикар hахаломот» («Площадь грез»). Песни в этом фильме исполнил Шломи Саранга, а Леви удостоился израильского «Оскара». за музыку к нему.
В 2002 г. Леви присоединился к Шломо Идову и Ицхаку Клептеру для выступления воссоединенного трио «Цлиль мехуван».
В 2004 г. Леви записал с Коби Озом интрументальный отрывок «Слезы и море», определивший первый сольный альбом Оза. Оз рассказывал о совместной работе: «Шем-Тов минуту прислушивался к аккордам, вошел в комнату для записей и принес три приема еврейского полета. Я сидел за пультом и летал вместе с золотым павлином, улетал к пластинкам Арика Айнштейна, к еврейским песням в исполнении Офры Хазы, к группе «Цлиль мехуван», к площади грез всех. Настоящий мастер-класс!».

(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, автор - Йоав Кутнер. Перевод мой.)

На главную страницу



Hosted by uCoz