Биография Шломи Шабата
Шломи Шабат считается лидером «средиземноморского» направления в музыке, он вышел за рамки «средиземноморской» территории и смешал различные музыкальные стили: южноамериканский, турецкий, рок, и даже йеменскую музыку. За время своей карьеры он сотрудничал с авторами из всего музыкального спектра, как в мелодиях, так и в пении.
Шабат начал свою карьеру в США, как певец в клубах для евреев-эмигрантов из Израиля.
В 1988 г. он выпустил первый свой альбом «Мин hахошех хазарти» («Я вернулся из темноты»). Хотя альбом вышел в издательстве
«Братья Реувени», отличавшемся «восточной» направленностью, но в нем была сделана попытка сочетать сочетать «мизрахи»
с влиянием рока, что стало отличительной чертой Шабата в первые годы его деятельности.
В значительной части записей, в которых он участвовал в тот период, он вносил «восточный колорит» в западную музыку.
Это происходило в том числе и из-за тесной связи, существовавшей между ним и Аркадием Духиным и Михой Шитритом из группы
«Друзья Наташи». Леа Шабат, сестра Шломи, была супругой Духина, и дружеские отношения между ними привели к совместной работе.
Духин в тот период называл Шломи «своим старшим братом», и поддерживал его в музыкальном плане.
В 1989 г. Шабат записал песню «Биглаль hаруах» («Из-за ветра», сл. М. Шитрит, муз. Л. Шабат), проложившую ему дорогу. Тогда
же он записал песню «Шана хадаша» («Новый год», сл. М. Шитрит, муз. А. Духин). Аранжировкой этих песен занимался Духин, и он
же играл на большинстве инструментов на записи. Две эти песни, плюс несколько песен более «восточного» стиля, составили его
второй альбом, «Биглаль hаруах» (1990).
Среди хитов альбома были «Нашира» («Споем») и «Хофши умеушар» («Свободен и счастлив») (слова и музыка Йони Роа), а также
одна песня, мелодию к которой написал сам Шабат, «Мангинот хайяй» («Мелодии моей жизни»). Деятельность Шабата не
удостаивалась признания до выхода этого альбома, но после его выхода Шабат стал звездой как «восточного», так и «западного»
жанра.
В том же году Шабат принимал участие в записях и концертах группы «Друзья Наташи», а также пел с Боазом Шараби, Аркадием
Духиным и Леей Шабат песню «Маком балев» («Место в сердце», сл. Эхуд Манор, муз. А. Духин).
В начале 1991 г. Шабат участвовал в отборочном конкурсе к «Евровидению» с песней «Микан» («Отсюда», сл. Ави Дор, муз. Игаль
Башан). Позднее в том же году он записал третий альбом, «Аль телхи рахок мидай» («Не уходи слишком далеко»). В этом альбоме
сочетались разнообразные стили, с преобладанием южноамериканского.
В 1993 г. вышел альбом Шабата «Шаа ахат беяхад» («Один час вместе»), в обработке Аркадия Духина и под музыкальным
руководством Михи Шитрита. Среди песен этого альбома были «Наднеди» («Качай»), «Аль теабед эт hаелед» («Не потеряй этого
ребенка»), и другие песни, написанные в основном Духиным и Шитритом. Несмотря на высокое качество, альбом не добился успеха,
и Шабат отказался от попыток преуспеть в среде «западной» публики, сосредоточившись на «восточной». Он выбрал свой особый
путь, не принятый в этой области (менее греческо-турецкий, более оригинальный, с испанскими влияниями).
На «Фестигале» в 1994 г. Шломи Шабат пел «Ланецах цаирим» («Навеки молодые»).
В 1995 г. в альбом песен из телепередачи «Лайла Гов» вошел дуэт Гиди Гова с Шабатом – римейк старого шлягера «Ма hу осе ла»
(«Что он с ней делает»).
В 1997 г. в очередном альбоме песен из «Лайла Гов» Шабат спел с Гиди Говом песню «hаим hаим hаим» («Неужели, неужели,
неужели», сл. Нахум Хейман. муз. Саша Аргов) и с Говом и Леей Шабат – «Кулям йодъим» («Все знают», сл. и муз. Эхуд Банай).
В 1998 г. вышел его пятый альбом, «Шломи Шабат», в цыганско-испанском стиле.
Шабат написал все мелодии, кроме «Дам сфаради» («Испанская кровь»). Самыми заметными песнями в этом альбоме были
«Цель кана hасоф» (сл. Цруя Лаhав), «Эйфо ат аhавати» (сл. Яаков Ротблит), «Кмо ше hаит» (сл. Яир Лапид). Этот альбом Шабат
посвятил свои детям.
Шабат пел во многих рекламных роликах, и даже исполнил чемпионскую песню тель-авивского «Маккаби», хотя сам является
болельщиком «Бейтара», и песню избирательной кампании «правых» на выборах главы правительства в 1996, хотя сам он «левый».
«Я делаю это как профессионал. В конце концов, я с этого живу», говорил Шабат.
Он писал много мелодий для других певцов и выступал в дуэтах с такими певцами, как Гиди Гов, Йоав Ицхак, Ави Синуани, Ханан
Юваль, и, конечно, с Лиором Наркисом в «Лехоль эхад еш» («У каждого есть»).
В 2003 г. Шабат выпустил альбом «Зман аhава» («Время любви»). Песня из него, «Бехоф шель Трапатони» («На набережной
Трапатони») стала хитом на радио.
В 2005 г. Шабат удостоился успеха, как раз благодаря не своей песне: его римейк песни Аркадия Духина
«Ми оhев отах йотер мимени» («Кто любит тебя больше, чем я») вошел в рекламный ролик компании «Селком».
Результатом стал суперхит, приведший Шабата и Духина к премии «Двойной платиновый рингтон».
(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, перевод мой.)