Биография Ярдены Арази

Ярдена Арази, впервые прославившаяся как девушка с косами из армейского ансамбля «Нахаль», а впоследствии – как участница девичьего трио «Шоколад, мента, мастик», в середине 80-х превратилась в одну из ведущих певиц в музыке «середины пути». Несмотря на то , что частенько Арази не удостаивалась внимания со стороны профессиональных кругов и музыкальных критиков, ее альбомы, особенно «Нешама цоанит» («Цыганская душа»), хорошо продавались, и она завоевала большую популярность у публики.

Арази родилась 25 сентября 1951 г. в кибуце, но в юном возрасте переехала с семьей в Хайфу. Свой путь к сцене она начала в хайфской группе «Дом Ротшильда» Эфи Нецера, и уже в возрасте 12 лет она записала с группой как солистка песню «Бои има» («Приди, мама»).
В 1970 г. Арази была призвана в армию, в богатый талантами ансамбль «Нахаль». Тогдашний руководитель ансамбля, Амос Таль Шир, позднее стал первым мужем Арази.

После освобождения из армии она участвовала в 1972 г. в шоу «Шоколад, мента, мастик – первый сионистский конгресс смеха». В этом шоу Арази спела новую версию «Бейн пирхей hаган» («Среди цветов сада»), которая стала ее первой сольной песней в «гражданской» карьере.
Шоу породило трио «Шоколад, мента, мастик», включавшее, помимо Арази, Рути Хольцман и Тами Азария, чье место впоследствии заняла Лея Лупатин.
Трио имело успех с первых дней своего существования, и даже участвовало в «Евровидении» в 1976 г. Их выступление на «Евровидении» поставил Цади Царфати, с которым Арази продолжила работать на протяжении своей карьеры. Выступление на «Евровидении» проложило ей путь к сольной карьере в Европе, особенно в Германии. Она записала в Германии несколько песен, но в конце концов вернулась в Израиль.

Распад «Шоколад, мента, мастик» в 1978 г. означал выход Арази на новую дорогу в качестве солистки. В 1978 г. Арази участвовала в записи радиопрограммы «Ширим яфим лешабат» («Красивые песни для субботы») в рамках цикла «До, ре, ми и другие» радиостанции «Голос Израиля». Песни из этой программы были записаны в альбом, где Арази исполнила песню «Шабат бакфар» («Суббота в деревне»).
В 1981 г., после свадьбы с Натаном Томаром, Арази начала записывать песни самостоятельно и с помощью мужа. Первой из них стала «Махоль меарболет» («Танец водоворота»), затем последовали «Бли дмаот» («Без слез»), «Ани лё Грета Гарбо» («Я не Грета Гарбо») и другие, которые составили ее первый альбом «Ярдена Арази», вышедший в 1982 г. Главным хитом этого альбома стала «Мусика нишъэрет» («Музыка остается»), занявшая второе место в отборочном конкурсе к «Евровидению» того года. Кстати , этот конкурс не вернул Ярдену на «Евровидение», хотя она участвовала в нем еще дважды.
Встреча с Габри Мазуром, который был специалистом по связям с общественностью на фестивале детских песен, в котором Арази участвовала в 1982 г., привела их к совместной работе, выведшей карьеру Арази на новую высоту. Мазур был ее творческим советником и пиарщиком, и вплоть до их расставания вникал во все подробности ее карьеры.
Первым плодом их сотрудничества стала песня «hабайта» («Домой»), написанная во время Ливанской войны и призывавшая возвратить солдат домой «с чужих полей». За ней последовала песня «Хафец хаим баруах hаговерет» («Жаждущий жизни на крепнущем ветру») и другие песни, которые пробились на первые места хит-парадов и появились в альбоме Арази «Ма нишма» («Что слышно»), вышедшем в 1983 г. под музыкальным руководством Ярослава Якубовича.
Следующий альбом Арази, «Ата ли эрец» («Ты для меня страна»), вышел в 1984 г. Песни из него появились на радио, сопровождаемые массированной PR-кампанией, включавшей, среди прочего, фотографии Арази в газетах, которые размещались даже в колонках новостей, что было беспрецедентной для местных артистов вещью.
Песни альбома, «Ата ли эрец», «Еш ве нидме» («Есть и кажется»), на слова Рахель, и «hаhацага hагдола» («Большой спектакль») имели большой успех и привели Ярдену Арази к званию (первому из четырех) «Певицы года». В том году Арази опередила свою постоянную «соперницу» тех лет, Офру Хазу, удерживавшую это звание на протяжении четырех предыдущих лет. Соперничество между ними, или, точнее, между их фан-клубами, на самом деле началось на отборочном конкурсе к «Евровидению», на котором Хаза опередила Арази на доли балла. С тех пор продолжался «вечный бой» между ними, страсти в котором разжигала пресса. Драма достигла кульминации летом 1985 г., когда поклонница Хазы плеснула на Арази чернилами во время ее выступления в молодежном городке в Тель-Авиве. Этот инцидент широко освещался в СМИ, что послужило на пользу Арази, которая утвердилась в своем статусе и снова стала «Певицей года».
Звание было присуждено ей на основе хитов ее альбома «Дришат шалом» («Привет»), который вышел в 1985 г.: «Ше hашемеш таавор алай» («Пусть солнце пройдет надо мной»), «Шув батмуна» («Снова на картинке»), и заглавной песне альбома, которую Арази записала с участниками обновленного ансамбля «Нахаль».
В 1986 г. Арази уступила первенство Рите, ворвавшейся как буря, но через год опять вернула себе звание «Певицы года» вследствие успеха своего альбома «Нешама цоанит» («Цыганская душа»), посвященного цыганским песням в ивритском варианте, написанном Эхудом Манором, в обработке Мати Каспи. Хитами альбома были «hакинор hанээман» («Верная скрипка»), «Ма еш ли» («Что есть у меня») и «Кше hацоани оhев» («Когда цыган любит»), единственная оригинальная песня в альбоме, музыку для которой сочинила Йеhудит Равиц.
В этот период популярность Арази достигла вершины, и Национальный банк, к примеру, выбрал ее для проведения своей рекламной кампании за одну из самых высоких сумм, которые когда-либо платили местным звездам.
В 1988 г. она была выбрана представлять Израиль на «Евровидении», проводившемся в том году в Дублине. Чтобы выбрать песню, для нее был проведен телевизионный отборочный конкурс. Из четырех песен публика выбрала «Бен адам» («Человек»), которая и была послана на «Евровидение».
Альбом «Од йом эхад» («Еще один день»), вышедший накануне «Евровидения», включал все четыре песни, представленные в отборочном конкурсе, а также хит «Агилей дамар», написанный для нее Шошаной Дамари – лауреатом «Премии Израиля» того года. Арази снова была удостоена звания «Певица года», и выпустила свой первый диск, который включал песни альбома «Нешама цоанит» и песни из сборника «Шув батмуна».
В 1989 г. она записала альбом «Димьон мизрахи» («Восточная фантазия»), основанный на арабских песнях в ивритской версии Эхуда Манора. Самыми заметными в нем были песни «Ма натата ли» («Что ты дал мне»), «Аль томар» («Не говори») и заглавная песня альбома. Альбом получил многочисленные положительные отзывы в арабском мире, особенно в Египте, однако в Израиле он не добился ожидаемого успеха. Возможно, причиной стал срок его выхода – в разгар интифады. Провал проекта привел к разрыву профессионального сотрудничества между Ярденой Арази и Натаном Томаром с творческим советником Габри Мазуром. С тех пор Арази не удалось вернуться к тому успеху, который она имела в середине 80-х.
Ее альбом «Тахана бадерех» («Остановка в пути») от 1989 г. включал несколько больших хитов и новые исполнения старых еврейских песен, среди них «Бейн пирхей hаган» («Среди цветов сада»). Песни «Венесуэла» и «Наара мамаш оцар» («Девушка – просто клад») Арази спела со своими подругами из «Шоколад, мента, мастик», Рути Хольцман и Леей Лупатин.
После долгого молчания, не характерного для нее прежде, в 1992 г. вышел ее альбом «Анашим зарим» («Чужие люди»), вызвавший большое любопытство из-за выбора Яакова Гильада в качестве музыкального продюсера. Встреча королевы «середины пути» 80-х с Гильадом, считающимся музыкальным продюсером с тонким вкусом, не привела в итоге к успешному альбому. Несмотря на такие песни, как «Эйнени», «Шир иша бахореф» и «Ялда ехефа», музыкальные критики опять проявили свою постоянную жестокость к Арази, вот только на этот раз и публика не выразила восторга по поводу этого альбома.
В 1995 г. Арази вернулась к сотрудничеству с Ярославом Якубовичем как аранжировщиком и музыкальным продюсером ее альбома «Митох ше аhавти» («Из того, что я любила»). Часть песен альбома несли личный отпечаток, например, «Михтав» («Письмо»), основанная на письмах, которые получала Арази из Египта, «Шлоша дорот» («Три поколения») и «Кмо маим шкетим» («Как тихая вода»), написанная в память о родителях Арази, которые умерли в 1994 г. через пять дней друг за другом.
В последние годы Арази занимается в основном подготовкой утренней телевизионной передачи на втором канале, и время от времени записывает одиночные песни.

(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, перевод мой.)


На главную страницу



Hosted by uCoz