Биография Йеhуды Поликера

Певец, композитор, музыкант. Родился в Кирьят-Хаим, Израиль, 25. 12.1950.

Сегодня, когда Йеhуда Поликер – один из самых успешных израильских артистов последнего десятилетия, трудно вспомнить, насколько длинным и сложным был его путь к вершине: 10 лет игры в разных ансамблях, еще почти пять лет в «Бензине»… Он делал бескомпромиссный рок, который никогда по-настоящему не пользовался успехом в Израиле, к тому же Поликер – выходец из семьи уцелевших в Катастрофе, вырос на греческой музыке, да еще и заикается… И вот, совершив неожиданный шаг, который многим казался началом самоубийства – выбор греческой музыки – Поликер взлетел, покорил сердца слушателей и добился успеха у самой разнообразной аудитории: восточной и западной, молодой и взрослой, фанатов рока и любителей израильской песни, бедных и богатых… Все любят его, хотя он не пошел на компромисс и остался верен себе и своей музыке.

Йеhуда Лион Поликер с детства очень любил музыку, и с 10 лет уже играл на вечеринках. В 13 лет, на бар-мицву, ему подарили гитару, и с тех пор игра стала главным занятием его жизни. Во время учебы в школе он организовал свою первую группу, которая распалась в 1968 г. из-за призыва ее участников в армию. Поликер попытался поступить в ансамбль военно-морских сил, он произвел впечатление на экзаменатора Яира Розенблюма своей игрой, но провалился, потому что не знал нот. После службы в армии он вернулся в родительский дом и продолжал работать в парикмахерской, которую открыл еще до ухода в армию. Он искал способ прорваться в музыку. В 1970 г. Поликер основал с друзьями из Акко группу «Немерим» («Тигры»), это была уже профессиональная группа, которая просуществовала до середины 70-х. В 1975 г. Поликер вернулся в Крайот и основал со своими товарищами по «Немерим» новую группу, «Барекет». В конце 1975 г. на радио вышли записи двух песен этой группы: «Паам бахаим» («Раз в жизни»), которую сочинил и спел Поликер, и «Аhават эм» («Материнская любовь»), которую написал и исполнил его товарищ по группе Миха Шоваль. Эти песни были представлены в хит-параде, но не заслужили большого внимания, хотя выступления группы имели успех (в основном на свадьбах). Так они и продолжали играть на свадьбах 5 лет, выделяясь своим необычным репертуаром: тяжелый рок, «Квин» и «Пинк Флойд». В 1980 г. Цвика Пик и его группа «Брош» («Кипарис») искали музыкантов для своего нового концерта, и одной из их находок стал Поликер. Так он попал в Тель-Авив, и начал искать новые пути. Так, Яаков Гильад, автор текстов и продюсер Йеhудит Равиц, послушал кассету «Барекет» и сразу влюбился в эти мелодии, игру Поликера и энергетику группы. Правда, Гильад не сразу поверил , что это музыка израильской группы, и специально поехал на их выступление, чтобы удостовериться. После этого он связался с Поликером и начал работать с ним над его песнями. Через некоторое время Поликер с товарищами переехал в Тель-Авив, где группа получила новое название: «Бензин». В феврале 1982 г. на радио вышла первая песня новой группы, «Хофши зе легамрей левад» («Свободен – значит, совсем одинок», сл. Гильад, м. Поликер), которая была замечена. Это было начало «Бензина», который Поликер провел через десятки концертов и два альбома (первый, «24 часа в сутки», был очень успешным, а второй, «Ночная стража», стал разочарованием) в качестве композитора большинства песен, основного солиста и ведущего гитариста. Группа «Бензин» просуществовала до начала 1985 г., и еще во время ее деятельности Поликер участвовал во всевозможных дополнительных проектах, в частности, в альбомах Йеhудит Равиц и Ошика Леви, как музыкант и композитор. В январе 1985 г., когда вышла песня «Бензина» «hатхала хадаша» («Новое начало»), никто не знал, что группы уже не существует, но было ясно, что это новое начало для Поликера. Он говорил в интервью, что собирает греческие песни для радиопрограммы с участием разных певцов. Поликер и раньше стремился вернуться к греческой музыке своего детства и даже использовал греческие мотивы в своей игре в «Бензине», но Гильад пресекал его попытки пойти в этом направлении до конца, утверждая, что эта музыка недостойна рок-музыканта. Однако неудача «Бензина» и успехи сочетаний рока с другой музыкой (в первую очередь у Дэйвида Брозы) привели Поликера и Гильада к решению все же заняться этим. Они, по-видимому, думали только о радиопрограмме и, возможно, об альбоме, но вряд ли они тогда предполагали, что речь идет о коренном перевороте в карьере Поликера, о шаге, который выведет его с задворок любительского рока к широкой публике. В 1985 г. вышел первый сольный альбом Поликера, «Эйнаим шели» (»Мои глаза»), который в основном содержал написанные Гильадом ивритские версии греческих песен, среди них «Эйнаим шели», «Бокер йом ришон» («Утро воскресенья»), «Кхи оти хазак» («Держи меня крепко»), «Капаим» и др. В этом альбоме Поликер успешно сочетал влияние рока с народными мелодиями. Он продемонстрировал израильской публике новые, менее знакомые и более качественные грани греческой музыки. Альбом «Эйнаим шели» имел огромный успех. В течение короткого времени он стал «золотым» и до конца 80-х гг. был продан более чем в 70 тыс. экземпляров. После выхода альбома Поликер выступил с одноименными концертами, которые продолжались с успехом около полугода и принесли Поликеру новую большую аудиторию. Даже когда вышел этот альбом, участники «Бензина» еще не понимали, что дни их группы закончились. Они считали, что греческая музыка – это временное увлечение Поликера, и ждали его возвращения в группу. В мае1986 г. Поликер и Гильад приняли участие в программе радиостанции «Волны ЦАХАЛа» «Ахарей hамилхама» («После войны»). Программа, записанная к дню Катастрофы, включала беседы с Гильадом и Поликером, которые вслед за возвращением г греческой музыке поневоле вернулись и к тяжелым воспоминаниям своего детства, как дети евреев, уцелевших в Катастрофе. В этой программе сочетались песни из альбомов «Ахарей hамилхама» и «Эйнаим шели» с новыми песнями: «Хаки ли Салоники» («Ждите меня, Салоники», сл. Гильада на греческую народную мелодию) и песни Поликера на слова матери Гильада «Прахим баруах» («Цветы на ветру») и «hатахана hактана Треблинка» («Маленькая станция Треблинка», перевод стихотворения польского поэта Владислава Шленгеля). Эти песни, которые позже были записаны заново, послужили основой и началом для нового альбома Поликера и Гильада «Эфер ве авак» («Пепел и пыль»), который вышел двумя годами позднее. Это было образцовое произведение Поликера и Гильада, их личный диск, самый сильный и самый важный. Это не был «Диск Катастрофы» как таковой (половина песен в нем касалась других тем), но он занимался поколением, выросшим под влиянием этой травмы, и касался тем, которые до тех пор почти не затрагивались в израильской поп-музыке: воспоминаний родителей о той войне, новых надежд в Израиле 50-х, взросления в 60-х, душевной муки, когда на заднем плане постоянно – невозможность оторваться от ужасов, пережитых родителями. Поликер написал музыку ко всем песням этого альбома, среди них «Эфер ве авак», «Халон лаям hатихон» («Окно на Средиземное море»), «Кше тигдаль» («Когда ты вырастешь»), «Шир ахарей hагешем» (Песня после дождя») и другие песни на слова Гильада и его матери. Несмотря на то, что «Эфер ве авак» был тяжелым и абсолютно не попсовым альбомом, он добился успехов в хит-парадах и был продан за 5 лет в количестве более 70 тыс. экземпляров. После выхода альбома Поликер и Гильад (вместе со своими родителями) участвовали в фильме «Биглаль hамилхама hаhи» («Из-за той войны»). Фильм приводил истории двух семей, и, как и альбом, занимался проблемами влияния душевной травмы, полученной родителями в концлагерях, на воспитание и характер их детей. Песни Гильада и Поликера сопровождали весь фильм и были важной частью его идеи. Поликер выступал в 1988-89 гг. с концертами из песен альбома «Эфер ве авак», которые имели большой успех. В этих концертах принимали участие и другие артисты, например, Шломо Арци и Гиди Гов. В конце 1990 г. вышел следующий альбом Поликера «Пахот аваль коэв» («Меньше, но болит»). Он написал музыку ко всем песням, а к песне «hацель ве ани» («Тень и я») также и слова. Среди других в альбом вошли песни «Пахот аваль коэв» (сл. Йонатан Гефен) , «Лайла тов, лехи лишон» («Спокойной ночи, иди спать», сл. Йеhуда Амихай), «Дварим ше рацити ломар» («Слова, которые я хотел сказать») и др. Несмотря на свою небольшую продолжительность (39 минут) и на то, что в него входили и инструментальные произведения, и не новые песни, этот альбом стал самым успешным в карьере Поликера до тех пор. В конце 1991 г. он стал самым продаваемым альбомом в Израиле, с рекордным тиражом 83 тыс. экземпляров. В последующие годы он продолжал продаваться и достиг отметки в 130 тыс. экземпляров. Концерты «Пахот аваль коэв» также имели большой успех, и 90-е гг. Поликер встретил в качестве одного из самых популярных артистов в Израиле. Параллельно Поликер записывал альбом, этнический по духу, предназаначенный для Европы. Альбом был отложен в связи со смертью двоюродного брата Поликера, Коби. Коби погиб в армии, от рук своего сослуживца, и его смерть тяжело отразилась на Поликере. Кризис у Поликера обострился, когда спустя месяц умер от рака его близкий друг. Поликер остановил запись своего следующего альбома и прервал свои живые выступления на 9 месяцев. В марте 1992 г. Поликер вернулся на сцену. По этому случаю газета «Новости» сделала беспрецедентный шаг, посвятив Поликеру большую часть своего пятничного приложения. Следующий его альбом, «Леэйнаих hакхулот» («Твоим голубым глазам»), созданный под влиянием боли от смерти Коби, был посвящен ему, и на обложке была помещена его фотография. В основном это был альбом без слов, только мелодии, написанные и обработанные Поликером, но в него вошли и две песни: «Над нед» (сл. Й. Гефен) и еще одна греческая песня, ивритскую версию которой написал Гильад. В 1993 г. вышел первый диск «Бензина» со старыми хитами группы. Сборник вышел под редакцией Поликера и Гильада и возбудил недовольство остальных участников группы, которые не участвовали в его выпуске. В середине 1994 г. Поликер выступил с благотворительным концертом, все сборы от которого передал больнице, в которой лечили его кузена Коби перед его смертью. В 1995 г. вышел первый полноценный альбом Поликера после «Эфер ве авак», двойной альбом под названием «hаелед ше беха» («Ребенок, который в тебе»). Поликер написал все мелодии и, вместе с Гильадом, слова к песням «Ани роце гам» («Я хочу также») , «Лё йодеа» («Не знаю»), «Ма иhие иhие» («Что будет, то будет») и др. Кроме того, в альбом вошли несколько песен, слова к которым Поликер написал сам, и пьесы без слов. Поликер, как обычно, пел и играл на разных инструментах. В 1996 г. Поликер выступал с концертами, носившими то же название, что и альбом, которые имели поразительный успех. В 1998 г. Поликер выпустил минималистский инструментальный альбом «Меухар улай мукдам» («Поздно возможно рано»). В начале 2001 г. вышла первая песня из следующего альбома Поликера «Эйх коръим лааhава шели» («Как зовут мою любовь»). В 2003 г. он выпустил сингл «Гаг hаолам» («Крыша мира») на слова Гильада, первую песню из своего альбома-сборника, который назывался «Йеhуда Поликер. Избранное». Двойной альбом представлял собой первый сборник певца и включал песни времен «Бензина» , песни из его сольных альбомов и произведения, не издававшиеся ранее.

(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, перевод мой.)

Официальный сайт Йеhуды Поликера (на иврите и на английском)

На главную страницу



Hosted by uCoz