Биография Йонатана Гефена

С конца 60-х, наряду с написанием пьес, книг и личной колонки в газете «Маарив», Йонатан Гефен написал слова для сотен песен, многие из которых были положены на музыку и стали суперхитами. В творчестве Гефена есть и другая сторона – Гефен-исполнитель. В 70-е гг. Гефен начал выступать с разными музыкантами в музыкальных стенд-ап шоу. Под влиянием Ленни Бросса Гефен приобрел привычку сидеть на высоком стуле с листками в руке и «стрелять» текстами в манере, которую он называет «декламацией»: частично бормоча половину, частично на музыкальном фоне, как американский рэппер, задолго до того, как кто-то узнал, что такое «стенд-ап» или рэп.

Первое шоу Гефена, «Это все пока, пока это все», было в 1974 г., с Дани Литани в качестве композитора, аранжировщика, певца и гитариста, Исраэля Борухова (бас) и Дани Пеэра (фортепьяно). Шоу, которое продюсировалось Шмуликом Борштейном и компанией «Агарь», было записано в «Цавте» в апреле 1974, и к музыкантам на этом выступлении присоединились Мати Каспи на барабанах, флейте и вокале, а также Шалом Ханох и Ариэль Зильбер на вокале. Шоу вышло на двух пластинках (а 25 лет спустя – на одном диске). Первая из них, «Это все пока», включала два перевода Гефена песен Боба Дилана, «Blues To The North Country Girl» и «Wind Blowing In The», и песни, написанные Литани на слова Гефена: «hем мастирим эт элоhим» («Они прячут Б-га»), «Гамарти леhахин эт коль hашиурим» («Я закончил делать все уроки») и «Давид и Йонатан». Рэп-отрывки Гефена, частью в сопровождении Литани и группы, были «Закончить» и «Кто он, еврей» (по Ленни Броссу), «Коль миней царот» («Всяческие беды»), «Зе hаколь бейнтаим», и пародия на лауреата песенного фестиваля, Шломо Арци – «Песня номер 1».
На второй пластинке, «Пока это всё», Гефен читал свой перевод «Господ войны» Боба Дилана, а Литани пел песню Дилана «Hard Rain's Gonna Fall». Еще одной переведенной песней была «Уга, уга» («Пирог, пирог»), в оригинале - "Will It Go Round In Circles» Билли Престона, и мелодия Престона сопровождала чтение Гефеном «Ган шель шошаним» («Розовый сад»). Другими отрывками рэпа-разговора на пластинке были «Ма зот аhава» («Что такое любовь»), «Музеон hашаава» («Музей воска»), «hаехида лешалель», «Шир моледет» («Песня о Родине») и др. Оригинальными песнями Литани были «Зе hаколь бейнтаим», «Баллада об Ури Геллере», «Вэиhие ор» («И был свет») и «Офелия», которая была запрещена для трансляции из-за отношения семьи Гефен к словам. Часть представлений «Это все пока, пока это все» прошла с участием Арика Айнштейна (в его программе «Са леат»), и несмотря на то (а возможно, из-за того), что тексты Гефена вызывали бурю и сопротивление, представление шло с большим успехом около 300 раз и продолжалось почти без перерыва вплоть до выхода следующего шоу Гефена: «Михтавим лемаарэхет» («Письма в редакцию»).
В 1975 г., в их второй программе, «Письма в редакцию», Гефена и Литани сопровождали Дани Пеэр на ударных, Хаим Романо на барабанах и электрогитаре и Мики Габриелов на басе и бэк-вокале. Это представление, как и предыдущее, включало отрывки декламации Гефена, часть из них – под музыку, и песни, написанные Литани на слова Гефена: «Некитат амада» («Занятие позиции»), «Михтавим лемаарэхет», «Халомот гдолим» («Большие мечты»), «Ахат арба» («Один четыре»), «Зе hасод шелаhем» (Это их секрет») и др. «Аба сипур» Мики Габриелов написал и сам спел. Специально приглашенным гостем на части выступлений был сатирик, писатель и певец Янкеле Ротблит, но он не попал на пластинку, вышедшую в 1976 г.
Представления «Писем в редакцию» тоже имели большой успех, но Литани захотел заняться рок-музыкой и присоединился к группе, а Гефен создал для своего следующего шоу, «Салонные беседы», «Хорошую группу» с Яэль Леви, молодой неизвестной певицей из ансамбля ВМС, на вокале и декламации, Ицхаком Клептером, впервые со времен «Каверет» на вокале и гитаре, Дани Пеэром на фортепьяно и ударных, Исраэлем Боруховым на басе и Доном Харви на барабанах. Клептер пел на выступлениях свои песни на слова Гефена, из них вышли на пластинке песни в обработке Мати Каспи «Локеах эт hазман» и дуэт с Яэль Леви «Ад олам ахаке». После считанных представлений «Салонных бесед» Клептер пережил душевный кризис и ушел из шоу. Вместо него к «Хорошей группе» присоединился Дэвид Броза, и группа продолжала выступать еще около года, в том числе на фестивале в октябре 1977.
За время выступлений Броза и Гефен стали близкими друзьями и начали сочинять вместе. Их первая общая песня, «Иhие тов (Песня мира № 349/а)», была написана по следам визита президента Египта Анвара Садата в Израиль, и стала большим хитом. В 1978 г. песни из этого шоу были записаны в обработке и под музыкальным руководством Дани Сандерсона. Из мелодий Клептера (не участвовавшего в записях) были записаны «Шир аhава бедуи», «Тмуна» (без слов), «Ад олам ахаке», «Баллада лехозер» и «И ярок баям». В альбом вошли также инструментальные отрывки и декламации Гефена: «Аhават шавуа hасефер» и «Соф hамесиба» («Конец вечеринки»). Айки Леви и Сандерсон написали музыкальное сопровождение к рэпу «Ракевет hаэмек» («Поезд в долине»). Броза написал мелодии для песен «hайона hалевана квар зкена» («Белая голубка уже состарилась») и «Иhие тов».
В 1978 г. Гефен выпустил книгу стихов для детей под названием «Шестнадцатый баран». Вследствие успеха этой книги продюсер Дуду Эльhарер решил сделать альбом песен по на эти стихи в обработке Йони Рехтера. Гефен читал стихи из книги. Йеhудит Равиц, Гиди Гов и Дэвид Броза (клиенты Эльhарера) пели мелодии Брозы, Ицхака Клептера, Ады Настович, а в основном – Рехтера. Этот альбом был урожайным на хиты: «hаялда hахи яфа баган» («Самая красивая девочка в садике»), «Эйх шир нолад» («Как рождается песня»), и др. После успеха альбома, артисты отправились в турне под названием «Шестнадцатый баран», но оно оказалось неудачным. Это, однако, не помешало альбому и книге Гефена превратиться в культурное достояние, на котором растут дети двух последних поколений.
В 1979 г. Гефен выпустил шоу под названием «Это называют счастьем», в аранжировке и под музыкальным руководством Ади Рехтера, с Эстер Шамир и Йоэлем Лернером в качестве вокалистов. Пластинка записей с этого представления включала 5 песен, написанных и спетых Шамир, не связанных с творчеством Гефена, среди них «Гевер лелайла эхад» («Мужчина на одну ночь», муз. Мики Габриелова), «Шамаим бикшу рахамим аль Йоси» («Небеса смилостивились над Йоси», муз. И. Клептера) и «Месибот йом шиши» («Пятничные вечеринки», муз. Шамир). В эту пластинку вошел только один отрывок Гефена, то ли декламация, то ли пение – «Таханат ракевет» («Вокзал»). В том же году часть песен из этого шоу вышли в альбоме под названием «Пальто». Гефен написал, а Ренарт положил на музыку и обработал песни в манере, средней между блюзом и мягким джаз-панком. Шамир спела «hароманим hаэле» («Эти романы») и с Лернером – «Махар азиль димъа» (Завтра прольется слеза») и «Таханат ракевет». Лернер пел и играл на гитаре в «Ад эйзе гиль» («До какого возраста»), «Шломо hамелех», «Леху ветенагву» («Идите и утритесь») и «Шир аhава», а Гефен, участвоваший в большинстве песен, солировал в песнях «Пальто», «Моя любимая депрессия», «hи hайта hгвоhа» («Она была высокой») и «Наташа». В записях участвовали Хаим Романо, Шломо Идов и Шмулик Бодгов на гитарах, Алон Надаль, Мики Шавив и Йоси Менахем на басах, Меир Исраэль и и Айки Леви на на барабанах и ударных, и Мази Коэн, Шем-Тов Леви и Дафна Армони на вокале.
В конце 1980 г. Йонатан Гефен и Дэвид Броза создали шоу под названием «Дэвид и Йонатан», в котором на сцене были только они вдвоем, без сопровождения. Гефен читал сатирические миниатюры, Броза играл мелодии и песни на гитаре. Наряду с песнями Брозы на слова Гефена, как «Шир hашикорим» («Песня пьяниц»), «Сеньорита» и «Иhие тов» с добавлением новых слов («Ликуд» продолжает править здесь и это не доставляет мне удовольствия»), Броза пел также чужие мелодии на слова Гефена: «Давид и Йонатан» (муз. Дани Литани), "Яхоль лиhйот шезе нигмар" (муз. Шем-Това Леви), «элоhим лецидену» («Б-г на нашей стороне», сл. и муз. Боба Дилана). Кроме того, они вспомнили «Песню долины» (слова Натана Альтермана, муз. Даниэля Самборского) и исполнили коротенько «Бесаме мучо», где Гефен присоединился к пению. В апреле шоу было записано в «Цавте» и вышло на пластинке около года спустя.
В 1982 г., с началом первой Ливанской войны, Гефен присоединился (на сборах) к Брозе и Йеhуде Адару для выступлений перед солдатами в Ливане. На этом специфическом представлении Гефен умерил свои сатирические высказывания, и даже создал песни специально для выступлений перед солдатами, такие, как «Румба даш хам hабайта» («Румба горячего привета дому») и «Румба Рамбама» (которая посвящалась раненым бойцам ЦАХАЛа и была изменена впоследствии на «Дам ей все, что она возьмет»). И, кстати, травма от выступлений в Ливане подвигла Брозу записать альбом «hаиша шеити» («Женщина, которая со мной») с испанскими мелодиям и и словами, написанными или переведенными Гефеном. Так Гефен стал участником одного из самых громких успехов в продаже пластинок в Израиле с 1983 г. и до сего дня.
Свою критику в адрес Ливанской войны и политической ситуации Гефен снова выразил в 1984 г. в программе со Шломо Гронихом «Быт и развлечение». Гефен написал, декламировал и пел, а Гроних сочинил музыку, обработал, пел и играл на клавишных «Милим шеасур леhагид лехайяль» («Слова, которые нельзя говорить солдату»), «Рош катан» («Маленькая голова»), «60 секунд о связи между невынужденной войной и дерьмом», «60 секунд о связи между солдатами и политиками (падающими по обыкновению)», «Атем оврим коль гвуль» («Вы переходите все границы»), «Ой арци» (Ой, моя страна»), а также «Широ шель элоhим» («Песню Б-га», слова по Рэнди Ньюмэну) и «Генерал, танк твой» (слова Бертольда Брехта). «Быт и развлечение» вышло на пластинке, ставших одной из самых острых в творчестве Гефена.
В 1985 г. Гефен и Литани дали серию концертов под заголовком «Зе аколь бейн шнаим» («Это все между двоими»). Эта программа выдержала около 15 представлений. Она включала старый и новый материал, среди прочего, «hаиш шебакир» («Человек, который в стене»), которая была запрещена для трансляции по радио из-за опасения, что она повредит Менахему Бегину.
В 1989 г. Гефен выступал с музыкально-сатирическим шоу «Хороша дубинка за нашу страну».
С тех пор Гефен продолжал писать песни (а также пьесы и книги). Время от времени он снова подавал свой голос в пении-декламации. В 1990 г. он записал с Рами Фортисом и Бэри Сахаровым их песню на его слова «Вальс с Матильдой». Эта песня вошла в альбом – сборник его хитов «Пение без масс». В 1996 г. он выступил на «Фестивале Израиля» со своим сыном Авивом.
В 1998 г. он записал песню, написанную Авивом Гефеном – «Тфилат hадерех» («Дорожная молитва»), для сборника «Песни остаются».
В 2001 г. вышли два альбома «Это все пока, пока это все» на CD.
В 2002 г. Гефен отправился в совместное выступление с сыном Авивом. В этой программе Авив пел песни из своего альбома «Мементо мори», в то время как его отец читал стихи и сатирические отрывки.
В 2004 г., после пребывания в США, Гефен вернулся в Израиль с новой программой под названием «Только рыбы умирают, плывя по течению». С ним в его первом и единственном шоу с 1989 г. участвовала певица Дин-Дин Авив. Когда она ушла в декретный отпуск, ее заменила другая певица.

(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, автор - Йоав Кутнер. Перевод мой.)

На главную страницу



Hosted by uCoz