Биография Йони Рехтера
Певец, композитор, аранжировщик. Родился в1951 г. в Тель-Авиве.
Йони Рехтер относится к числу самых важных и интересных израильских музыкантов поколения 70-х. В десятках песен, которые он сочинил, аранжировал и продюсировал, Рехтер использовал самые разные музыкальные влияния для создания собственного увлекательного стиля. Он сочетал поп и джаз, израильскую музыку и классику, восточные и западные мотивы... Рехтер всегда сочинял музыку с оригинальностью и с большой чуткостью к текстам. Его песни пели лучшие израильские артисты. Даже спустя 30 лет после начала своей творческой деятельности он все еще свеж и разнообразен, как был всегда.
Йонатан Рехтер с детства любил музыку. Семилетним ребенком он начал учиться играть на пианино, но стать музыкантом решил только в 12 лет, когда открыл для себя «Битлз». Он изучал классическую музыку, играл джаз и сочинял песни на слова своего одноклассника Дана Минстера, в том числе в 16 лет – «Дмаот шель малъахим» («Слезы ангелов»). В числе кумиров Рехтера были Арик Айнштейн и Шалом Ханох. Он послал Ханоху кассету со своими песнями, но тот не ответил. После школы Рехтер поступил в Академию музыки, но прервал учебу в связи с призывом в армию. Он служил в артиллерийском ансамбле, с которым начал записывать первые свои песни. В начале 70-х гг. Рехтер играл в тель-авивских клубах с разными музыкантами. Еще во время службы в армии он вернулся к учебе в академии, но еще колебался между музыкальной карьерой и дорогой своего отца – архитектора. Когда в 1972 г. Дани Сандерсон пригласил его присоединиться к группе «Каверет» («Улей»), Рехтер сначала согласился работать с ними только полгода, чтобы потом продолжить учебу, но в результате остался в группе до ее распада в 1976 г. Во время работы в «Каверет» Рехтер занимался и другой музыкальной деятельностью, в частности, организовал с Авнером Канаром авангардистский дуэт «14 октав». Рехтер и Канар вместе написали музыку к песням, которые стали классикой израильской музыки 70-х гг. В 1976 г, в завершающий период деятельности «Каверет», Рехтер впервые стал полноправным соавтором их альбома «Аhава паним работ ла» («Множество ликов любви»). В альбом вошли мелодии и аранжировки Рехтера к таким песням, как «Гамад катан» («Лилипут», сл. тоже Рехтер), «Ма осот hааялот» («Что делают лани») и «Даг hазаhав» («Золотая рыбка») на слова Леи Гольдберг, «Зо ота hааhава» («Это та же любовь») и «Шир аhава стандарти» («Стандартная песня о любви») на слова Арика Айнштейна, и др. На записях Рехтер играл на пианино, органе и синтезаторе и пел на бэк-вокале. В 1977 г. Рехтер был музыкальным руководителем шоу Арика Айнштейна «Анашим оhавим лашир» («Люди любят петь»). Рехтер сделал обработки большинства песен, включая «классику» Айнштейна: «Ани роэ ота бедерех легимнасия», «Эрев муль hагильад», «Ани ве ата» и др. В концерт вошли также мелодии Рехтера к «Ма осот hааялот», «Зо ота hааhава», «Шир аhава стандарти», «Дмаот шель малъахим» и новая песня «Хоф Бат-Ям» («Пляж Бат-Яма», сл. и муз. Рехтер и Менахем Зильберман). В том же году Рехтер сочинил музыку и аранжировку к песне, ставшей классикой: «Атур мицхех заhав шахор» («Твой лоб увенчан черным золотом») на стихи известного поэта Авраама Халфи для альбома Айнштейна и Канара «Старая добрая Эрец Исраэль». На записях этой песни Рехтер играл на пианино и пел на бэк-вокале вместе с Корин Алаль и Йеhудит Равиц. С тех пор песня записывалась несколько раз (в том числе и самим Айнштейном) и по многочисленным пожеланиям была выбрана в конце 80-х гг. «лучшей ивритской песней всех времен». В последующие два года Рехтер работал в качестве композитора и аранжировщика над альбомами Гиди Гова и Йонатана Гефена, а также выступал на совместных концертах с Йеhудит Равиц. В 1979 г. Рехтер выпустил свой первый сольный альбом, для которого написал все мелодии и аранжировки в музыкальном спектре от джаз-рока до классических баллад. И хотя в интервью Рехтер подчеркивал, что он не певец, но при этом, наряду с инструментальными пьесами, прекрасно пел в этом альбоме «Зе коль ма ше еш» («Это все, что есть») и «Шув hи кан» («Опять она здесь»), «Ве гешем йоред» («А дождь идет») и другие песни. В том же году Рехтер написал музыку для танцевального шоу «Агада бехолот» («Легенда в песках»), саундтрек которого вышел отдельным альбомом в 1980 г. Часть песен из этого альбома потом вошли в альбомы Арика Айнштейна. В 1980 г. Рехтер участвовал в «Вечере поэтической песни», проекте радиостанции «Волны ЦАХАла». Вместе с Шем-Товом Леви он написал музыку, аранжировал и спел песню Давида Авидана «hареховот мамриим леат» («Улицы взлетают медленно»). В 1981 г. Рехтер участвовал в инструментальном альбоме «Кавим» («Линии»), вместе с Мати Каспи, Шломо Идовым и Ицхаком Клептером. В 1982 г., с началом войны в Ливане, Рехтер присоединился к сатирико-юмористическому шоу, в котором участвовали также Гиди Гов, Шломо Идов и другие артисты. Рехтер писал музыку и делал аранжировки песен для альбомов «40:06» Гиди Гова, «Ностальгия» Айнштейна, «Негиа ахат рака» Нурит Гальрон и др. В 1988 г. он был музыкальным продюсером одного из лучших альбомов Айнштейна «Из песен Авраама Халфи». Рехтер написал мелодии и аранжировки к таким песням, как «Атур мицхех» (в новой версии), «Цаар лах» («Тебе грустно», с Йеhудит Равиц) и др. В 1989 г. вышел в свет еще один плод сотрудничества Рехтера с Айнштейном, альбом детских песен «hаити паам елед». Рехтер написал и обработал все мелодии для этого альбома, а также был солистом в хите альбома «Гверет им салим» («Женщина с корзинами»). В 1991 г. вышел альбом «hаикар зе hаромантика» («Главное – это романтика»). Внего вошли мелодии и аранжировки Рехтера к песням, которые он пел один и с Мази Коэн, Гиди Говом и др. Это были такие песни, как «Ад махар» («До завтра», сл. Натан Зах), «Зе коль ма ше еш»(сл. Эли Моhар), «Даг hазаhав» (сл. Леа Гольдберг) и др. Гиди Гов пел в этом альбоме «hаикар зе hаромантика», «Негиа ахат рака», Йеhудит Равиц – «Атур мицхех», и др. В 1992 г. Рехтер продолжал сотрудничать с Айнштейном в работе над детскими песнями для альбома «hаарье, hайона ве тарнеголет кухула» и для кассеты «Кмо гдолим-2». В 1995 г. Рехтер и Моhар выпустили альбом «Махшавот ве эфшаруйот» («Мысли и возможности»). Моhар написал слова, а Рехтер был композитором, аранжировщиком и исполнителем. Среди песен этого альбома были «Бат эль тох хайяй» (Ты вошла в мою жизнь»), «Халомот hайю леэфер» («Мечты стали пеплом»), «Аль темаhер» («Не торопись») и др. В альбоме пели также многие известные артисты: Йеhудит Равиц, Дани Сандерсон, Гиди Гов, Эфраим Шамир, Арик Айнштейн, Мази Коэн и др. В конце 90-х – начале 2000-х гг. Рехтер участвовал в выступлениях группы «Каверет», которая объединялась для выступлений по разным поводам, как, например, для концерта памяти Ицхака Рабина или для благотворительного концерта для сбора средств на оплату операции для Ицхака Клептера. В 2003 г. Рехтер выпустил новый альбом, «Од сипур» («Еще один рассказ»). Это был первый студийный альбом Рехтера за 8 лет, созданный им снова в соавторстве с Эли Моhаром.(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, перевод мой.)
Интервью Марины Яновской с Йони Рехтером