Биография Шалома Ханоха
Шалом Ханох – один из самых значительных и плодовитых деятелей израильской музыки с конца 60-х гг., тонко чувствующий поэт и композитор с богатой фантазией, песни которого очень разнообразны: от нежных и интимных баллад до бурного, полного энергии рок-н-ролла. Его язык, его внешность, а главное – его постоянный поиск новых границ для понятия «израильская музыка», изменили и во многом определили пути развития этой музыки.Шалом Ханох родился в 1946 году в кибуце Мишмарот. С детства он любил слушать музыку и играл на разных инструментах. В 12 лет он получил от отца джазовую гитару, научился играть и начал сочинять песни. В 14 лет он закончил писать свою первую песню, «Лайла»(«Ночь»), к которой он сочинил и слова, и музыку. В ранней юности, под влиянием неразделенной любви, он написал много песен, один и со своим другом Меиром Ариэлем, который был немного старше него. Многие их песни были созданы «на заказ», для различных мероприятий, где выступал кибуцный ансамбль «Мишмарон». Из песен, созданных ими в тот период, впоследствии прославились «Агадат деше» («Сказка травы»), «Ниса лаям» («Поедем к морю»), «Рисим» («Ресницы») и «Йом ахарон» («Последний день», на стихи Авраама Шлёнского). В возрасте 16 лет Ханох начал учиться в театральной школе и продолжал писать песни. В 1965 г. была записана его первая песня, «Став» («Осень»), стихи к которой написала его однокашница Шимрит Ор.
В 19 лет Ханох был призван в армию. Его первая попытка поступить в ансамбль «НАХАЛь» была отклонена с вердиктом: «Слишком серьезен!», но когда руководитель этого ансамбля Яир Розенблюм услышал его песни, Ханох все же был принят в состав, хотя и не в качестве солиста или композитора. Во время службы в армии Ханох выступал также «на гражданке», и продолжал сочинять музыку: «Бавелет», которую спел Меир Ариэль (и он же написал к ней слова) и «Жак Абутболь», шуточную песню, которую он написал с Йоси Полаком. Эта песня сыграла важную роль в карьере Ханоха: он пел ее в тот вечер, когда его впервые услышал Арик Айнштейн.Встреча с Айнштейном стала ключевым событием в жизни Ханоха. Они сразу же начали работать вместе, и спустя всего несколько недель после их знакомства, в начале 1968 г., записали первую совместную пластинку. На ней Айнштейн исполнил 4 песни на мелодии Ханоха: «Рисим», «Питъом бильадав» («Вдруг без него», сл. М. Ариэль), «hагар»(сл. Ханох) и «Шабат hамалка» («Царица суббота» на сл. Айнштейна). Эта пластинка ознаменовала начало их дружбы и успешного творческого сотрудничества, которое привело к революции в израильской музыке. В 1968 г. Ханох освободился из армии, женился, покинул кибуц и переехал жить в город.
После расставания с «НАХАЛь» Ханох создал значительное количество песен, добившихся успеха в исполнении разных артистов и групп. Среди них «Дабер эль hаэцим» («Поговори с деревьями», сл. Леа Наор), «Рехилут» («Сплетни», сл. Йоси Банай), «Изидор»(сл. Шимрит Ор), а также «Праг» – песня, ставшая поворотной точкой в карьере Арика Айнштейна, исполнившего ее на песенном фестивале 1969 г. В 1969 г. Ханох также начал петь в составе трио «Шлошарим» с Бени Амдурским Ханааном Ювалем. Он еще не рискнул спеть соло, но написал музыку к большинству песен трио, среди них «Царот товот» («Хорошие горести», сл. Шимрит Ор), «Ми мефахед ми гверет Левин» («Кто боится г-жу Левин»), «Эйфо Наташа ве Пьер» («Где же Наташа и Пьер») и «Ми им лё элоhим» («Кто, если не Б-г») на слова Йонатана Гефена, «Лили шели» («Моя Лили», сл. Яаков Ротблит), и др. В 1969-70 гг. Ханох сочетал выступления в составе «Шлошарим», которыми он зарабатывал себе на жизнь, с сотрудничеством с Айнштейном в альбомах «Шаблуль» и «Пластилина», в фильме «Шаблуль» и в двух первых программах «Луль». Ханох считается одним из «отцов» израильского рока благодаря таким его песням, как «Ма ата осе кше ата кам бабокер» («Что ты делаешь, когда встаешь утром»), «Ках леха иша увне ла байт" («Возьми себе жену и построй ей дом»), «Аль теватри алай» («не отказывайся от меня»), «Лама ли лакахат лалев» («Зачем мне принимать близко к сердцу»), «Има шели» («Моя мама») и «Ма ити» («Что со мной»). Все эти песни были созданы в конце 60-х гг. В тот же период Ханох впервые записался в качестве солиста в песнях «Ма ше йотер амок йотер кахоль» («Что глубже, то синее»), «Майя» и др.
Большой успех создал у Ханоха ощущение, что для дальнейшего развития ему нужны новые задачи. В октябре 1970 г. он с женой и дочерью отправился в Англию, без всяких личных и профессиональных связей и с очень примитивным английским. За полгода его жене удалось наладить для него некоторые нужные связи, и Ханох создал и записал в Лондоне свой первый альбом, «Шалом», включавший песни с пластинок Арика Айнштейна, к которым Ханох написал английские тексты, а также несколько новых песен. По звуку этот альбом представлял собой сочетание американского кантри и британского рока. «Шалом» вышел в Англии в 1971 г., получил в основном благоприятные отзывы, но не продался так хорошо, как ожидалось. Продюсер альбома желал немедленного оправдания своих затрат и требовал от Ханоха создать хит, который исправит положение. Ханох не выполнил это требование, и договор между ними был расторгнут. Ханох еще некоторое время продолжал попытки заинтересовать фирмы грамзаписи в Англии и Франции и изредка приезжал домой, в Израиль. В один из своих приездов он написал музыку к песне «Кама тов ше бата hабайта» («Как хорошо, что ты вернулся домой!») на слова Яакова Ротблита для Арика Айнштейна, а также несколько других песен. Он также немного выступал в Израиле, но не смог привлечь публику и вернулся в Англию.
В середине 1973 г. Ханох вернулся в Израиль уже окончательно. В одном из интервью он подвел итог этих лет так: «После трех лет человек может отступить и признать, что международный успех - это не для него. Когда находишься в Израиле, не представляешь, что происходит в мире на самом деле. Чтобы преуспеть за границей, ты должен прежде всего укорениться там. В Англии можно прожить сто лет и остаться чужим...» Возвращение домой было для Ханоха нелегким. Его сольные выступления были приняты прохладно, и он начал искать музыкантов для создания ансамбля. В это время он участвовал в концертах Арика Айнштейна. Они готовили совместную программу, премьера которой была запланирована на октябрь 1973 г., но в их планы вмешалась война Судного дня. Они действительно выступали вместе, но в основном на военных базах перед солдатами, и только по пятницам – в Тель-Авиве. После войны Ханох с Мати Каспи, Дани Литани и Ариэлем Зильбером основали ансамбль «Тамуз», ставший важнейшей израильской рок-группой 70-х гг. Ханох был основным автором в «Тамузе»: он написал слова и музыку песен «Ани лё йодеа эйх ломар лах» («Я не знаю, как сказать тебе»), «Лё яхоль лишон ахшав» («Не могу спать сейчас»), «Соф онат hатапузим» («Конец сезона апельсинов», в соавторстве с Зильбером) и другие. Песни ансамбля стали также частью его сольного репертуара. В период «Тамуза» и после его распада Ханох продолжал также сочинять песни для других.
В 1977 г. вышел его первый сольный альбом на иврите: «Адам бетох ацмо» («Человек внутри себя»). Часть песен была написана под впечатлением скитаний и отчужденности, которую Ханох испытывал в Лондоне; песни длинные, сложные и преимущественно печальные: «hашвита» («Забастовка») на слова Меира Ариэля длилась почти 7 минут, «Лейлот шкетим» («Тихие ночи») – около 8 минут, а «Тиюль ле Яфо» («Прогулка в Яффо») представляла собой10-минутный набор размышлений о жизни, браке, славе и т. п. Этот альбом был издан в более мягкой, менее роковой обработке, чем у «Тамуза», в соответствии с подходом Ханоха, который сказал: «Рок делают вместе, а я хотел быть более личным…» После выхода альбома Ханох выступал с концертами под тем же названием, на которых исполнял как песни из нового альбома, так и песни времен «Тамуза», и написанные им для Айнштейна. Летом 1977 г. два его выступления были записаны, и в начале 98 г. вышел альбом «Шалом Ханох – живое выступление». Запись была сделана в начале концертов, и не показывала ту истерию фанатов Ханоха, которая проявилась в их продолжении. Ханох также очень успешно выступал на израильских фестивалях рок - и поп – музыки в 77-78 г.. Взрыв энергии на этих выступлениях убедил Ханоха сделать больший акцент на веселых и ритмичных песнях, к радости его музыкантов и поклонников. В мае 1979 г. Ханох присоединился к Айнштейну для совместных концертов, которые также вышли в двойном альбоме. Ханох написал музыку и обработал для Айнштейна песни «Эцим» («Деревья») и «Сан-Франсиско аль hамаим» («Сан-Франциско на воде»), а для его протеже Дафны Армони написал песню «Ад махар» («До завтра»). На концертах Ханох пел свои избранные хиты один, а с Айнштейном и Армони – песни из альбомов «Шаблуль» и «Пластилина». Сейчас, спустя пять лет после предыдущих его совместных выступлений с Айнштейном, Ханох выступал уже в другом качестве – теперь он был звездой этих концертов, самой большой звездой израильского рока. В начале 80-х Ханох продолжал сотрудничество с Айнштейном, сочинял для него песни и играл на записи его альбомов. Мелодии, написанные им для Айнштейна, были очень тихими и утонченными. В музыке, которую Ханох исполнял сам, он был менее нежным. На выступлениях в рок-клубе «Эмца hадерех» он впервые сыграл на акустической гитаре. Песня, написанная им в это время, была самой тяжелой из всего написанного им, песняпротеста под названием «Шахрер оти» («Освободи меня»). В мае 1981г. Ханох издал первый сборник текстов и нот своих песен. В интервью газете «Маарив» по поводу выхода этой книги Ханох сказал: «Изменение в моей музыке связано с тем, что я взрослею и начинаю больше чувствовать ответственность, и это выражается в том, что я больше раскрываю себя… Сегодня я чувствую потребность обратиться к другой форме, писать более личные песни… Следующий вечер и следующий альбом будут рок-н-ролльными!». В ноябре того же года вышел альбом «Хатуна левана» («Белая свадьба»), образцовый сборник личных песен высокого уровня, чудесно написанных, связанных друг с другом захватывающей нитью общей идеи. С другой стороны, «бомбистские» аранжировки сделали альбом трудным для восприятия, режущим слух. В песнях (которые Ханох сочинил полностью сам), он затрагивает темы отношений между людьми, денег, успеха, семьи, разочарования и тоски от распада брака (Ханох развелся с женой в период работы над этим альбомом). Альбом содержал, среди прочего, такие песни, как «hадрахим hаедуот» («Известные пути»), «Зе рак гаагуа» («Это только тоска»), «Роман амити» («Настоящий роман») и «Шир дерех» («Дорожная песня»). Концерт «Хатуна левана», последовавший за выходом альбома, был самым грандиозным по звуку и оформлению из всего, что делалось израильскими артистами в то время. Это был беспрецедентный рок-концерт, на которм Ханох пел все песни из нового альбома и некоторые старые песни, подходившие по духу к этому выступлению. Как альбом, так и концерт публика встретила в остолбенении, коммерчески они провалились.
В 1983 г. Ханох выпустил свой следующий альбом, «Аль пней hаадама» («На поверхности земли»), сборник минорных песен на тему «Человек и природа». Наряду с обновлениями к «Безымянной песне», «Ки hаадам эц hасаде» («Подобно человеку дерево в поле»), «Эцим» и другим, в альбом вошли всего три новых песни: «Ярок аль ярок» («Зеленое на зеленом»), «Нига эль hахалом» («Прикоснемся к мечте») и «Аль пней hаадама». несмотря на то, что песни из этого альбома часто крутили по радио, он не добился большого успеха. В конце 1984 г. Ханох записал свой самый успешный альбом «Мехаким лемашиах» («Ждем мессию»). Он написал слова и музыку ко всем песням альбома, среди которых были личные («Зе лё ноах» - «Это неудобно»), романтические («Керен шемеш меухерет» - «Поздний лучик солнца», «Дежа вю» и др.), а также песни на общественно-политические темы: «Мехаким лемашиах», «Лё оцер беадом» («Не останавливаюсь на красный») «Шоко» и другие. Альбом продавался до конца 90-х гг. и разошелся более чем в 70 тыс. экземпляров. Для презентации этого альбома Ханох предложил революционную идею: не делать 50 неудачных выступлений, а организовать всего 5 больших шоу. Предложение было принято. На удивление, выступления оказались как раз очень успешными, и к пяти запланированным добавилось еще 10 грандиозных концертов. В1986 г. Ханох участвовал в записи первого альбома своей жены и протеже, Дафны Армони, для которого он сочинил большинство песен. Альбом имел большой успех, как и последующие совместные концерты Армони и Ханоха. В 1987 г. Ханох сделал самый «тяжелый» на тот момент свой концерт, «Рак бен адам» («Только человек»), а затем записал одноименный альбом. Этот альбом не был успешным коммерчески, хотя и содержал несколько самых красивых песен Ханоха. В 1989 г. Ханох выступал вместе с Йеhудит Равиц. Каждый из них пел свои песни и несколько песен они исполняли дуэтом. Это был удачный творческий союз, но он закончился после нескольких концертов. В начале 1991 г. вышел альбом Ханоха «Багильгуль hазе». В него вошли тихие баллады и рок-пьесы (которые звучали умеренно после «Рак бен адам»), среди них «Бедиюк камоха» («Точно как ты»), «Шалош балайла» («Три часа ночи») и шуточная песня, написанная за 10 минут, «Каха ве каха» («Так и так»). Последняя стала большим хитом и вытащила весь альбом, который стал наиболее продаваемым альбомом Ханоха 90-х гг. В 1995 г. Ханох выпстил альбом «А-ли-мут» («На-си-лие»), который включал отдельные хиты, как «Леат леат» («Потихоньку»), «Лелё миллим» («Без слов») и «Бамехонит hахадаша шель аба» («В папиной новой машине»), но по большей части был трудным и тяжелым, как положение в стране, и в большой степени являлся пророчеством растущего насилия в обществе. Ханох написал стихи и музыку к песням «А-ли-мут», «Базман hаахарон» («В последнее время»), «Коль hаэмет бифним» («Вся правда внутри») и песню, ставшую классикой в трудные дни, наступившие после выхода альбома, «Аль теватер» («Не уступай»). В 1997 г. вышел альбом Ханоха «Эрев эрев» («Вечер»). Альбом был записан на живом выступлении в студии, без репетиций и исправлений; кроме Леви, все музыканты услышали эти песни первый раз в начале рабочего дня, а к концу того же дня запись уже была окончена. Результатом стал красивый минорный диск, который продолжил мрачную и озабоченную ситуацией линию «А-ли-мута», но содержал больше лирических песен. Ханох написал все песни (и слова, и музыку), среди них «Эрев эрев», «Геликоптер», «Леолам лё ээзов отах од» («Никогда больше не покину тебя»), и др. Выпуск этого альбома не сопровождался обычным концертным туром, а вместо этого Ханох устраивал нестандартные выступления, например, в Масаде и на Мертвом море, на «Фестивале Израиля», а также в порту Тель-Авива.
В 1999 г. Ханох снова выпустил целый альбом в сотрудничестве с Ариком Айнштейном, «Мускат». По сути, это был альбом Айнштейна
, для которого Ханох написал все мелодии и часть текстов, а сам он пел только в открывающей альбом песне «Коль эхад роце»
(«Каждый хочет»). В альбом, помимо этой песни, вошли также «Иша мевугерет» («Взрослая женщина»), «Гитара ве кинор»
(«Гитара и скрипка») на слова Ханоха, «Шмор аль ацмеха»(«Береги себя»), «Тамид зе hаям»(«Всегда это море») на слова Айнштейна
, и др.
В 2000 г. Ханох был среди организаторов выпуска альбома «Моде ани» - посмертного альбома Меира Ариэля, и концерта его памяти
, на котором он исполнил несколько песен Ариэля, один и с «Тамузом».
В 2001 г. Ханох писал песни для альбомов Йоси Баная и Дани Сандерсона.
В марте 2003 г., семь лет спустя после "Эрев эрев», Ханох выпустил свой альбом «Ор исраэли» («Израильский свет»). Альбом был
записан с группой «Моника секс». Большинство песен этого альбома Ханох написал один.
Летом 2003, впервые за несколько лет, Ханох выступил с концертами, на которых исполнял некоторые песни из старого альбома
«Хатуна левана», а также новые, из «Ор исраэли».
В феврале 2004 г. Ханох, при участии Леви, выпустил альбом «Ециа» («Выход»), который был записан на их одноименном концерте.
Альбом имел большой успех: в течение нескольких месяцев было продано более 20 тыс. экземпляров.
(Оригинальный текст взят с сайта MOOMA, перевод мой.)
Статья Марины Яновской о творчестве Ханоха
Статья Марины Яновской о совместном выступлении Шалома Ханоха и Шломо Арци